ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Авторы

  • Татьяна Николаевна Майснер Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Юлия Владимировна Маслова Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-4-120-131

Ключевые слова:

экогуманизм, энвайронментализм, техницизм, человеческая природа, экогуманистическое образование, устойчивое развитие, экологическая социализация, экологическая культура

Аннотация

Цель исследования заключается в социально-философском осмыслении проблемы экологии, качества жизни человека, становления нового мышления и нового типа развития человеческой цивилизации, которые неразрывно связаны с вопросами модернизации социальных институтов воспитания и образования нового человека.

Методологическую основу исследования составляет ряд подходов, которые позволили комплексно проанализировать проблемы развития экогуманистического образования в современной России: социокультурный, междисциплинарный, институциональный и системный. В качестве образцовой модели экогуманистического образования предложена образовательная модель развитых стран Европы. Коррелятом образовательных экогуманистических программ России служит социально-культурная, политическая и хозяйственная специфика страны, а также возникающие экологические проблемы.

Результаты исследования. Модернизация указанных институтов в России проходит по модельно-подражательному принципу с учетом социокультурной специфики конкретного общества, корректирующей отдельные аспекты воспитательного и образовательного процесса. В качестве модели экогуманистического образования предложены наиболее развитые в промышленном и природоохранном отношении страны Запада, а также принятые большинством стран международные цели и нормы экогуманизма.

Перспективы исследования. Работа открывает перспективы для дальнейшего исследования проблемы отношения человека и природы, процессов становления нового человека в современном изменяющемся мире и роли института образования в становлении экогуманистической культуры.

Библиографические ссылки

Арбутнотт К. Д. Образование для устойчивого развития, выходящее за рамки изменения отношения // Международный журнал устойчивого развития в высшем образовании. 2009. №10(2). С. 152–163.

Бурнеко Г. Созерцательная экология: Гуань для более чем устойчивого будущего // Журнал китайской философии. 2010. №37(2). С. 116–130.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии // Социология / Пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. М.: Издательский дом ВШЭ, 2016. 448 с.

Галаз В. Глобальное экологическое управление, технологии и политика: Антропоценовый разрыв // Edward Elgar. Cheltenham, UK, 2014. 208 с.

Гнатюк В. С. Экологическое общество как один из путей достижения социокультурной устойчивости // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. №13(2). С. 416–424.

Деви Н. Экогуманизм в преподавании поэзии студентам EFL в Индонезии // GEMA Online Journal of Language Studies. 2018. №18(2). С. 168–181.

ДесДжардинс Дж. Биоцентризм [Электронный ресурс] // Энциклопедия Британика. URL: https://www.britannica.com/topic/biocentrism.

Каплан Б. М. Обзор международного опыта экологического образования [Электронный ресурс] // Бюллетень Центра экологической политики России и Института устойчивого развития Общественной палаты РФ «На пути к устойчивому развитию». Бюллетень №65, 2013. URL: http://bulletin. sustainabledevelopment.ru/Bulletin_65_2013/36.

Князева Е. Н. Экологическая философия: мировоззренческие измерения современной экологии // Вестник международной академии наук (Русская секция). 2019. №1. С. 16–23.

Ковалева Т. Н. Социальные факторы дегуманизации современного городского пространства // Общество, философия, история, культура. 2014. №2. С. 17–19.

Ковалева Т. Н., Маслова Ю. В. и др. Экогуманистическое образование в России и Китае как фактор устойчивого развития современной цивилизации [Электронный ресурс] // Dilemas Contemporaneos: Educacion, Politica y Valores. 2019. №6. С. 11. URL: https://dilemascontemporaneoseducacionpolitica-yvalores.com.

Кокс Д. Экогуманизм и другие истории. Глобальное перерегулирование // Springer. New York: NY, 2003. С. 349–375.

Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.: Наука, 1974. 336 с.

Костанца Р. Граумлих Л. и др. Разработка интегрированной истории и будущего людей на Земле // MIT Press. Cambridge: MA USA, 2006. С. 106–114.

Кочи Т., Ордан Н. Аргумент в пользу глобального самоубийства человечества [Электронный ресурс] // Электронный журнал Borderlands. 2008. №7(3). URL: http://ww25.borderlands.net.au.

Ламанаускас В. Исследование экологических установок будущих учителей естествознания в Литве // В кн.: Мiжнародны экалагiчны досвед i яго выкарыстанне на Беларусi / Международный экологический опыт: приложения для Беларуси. Витебск: Витебский филиал Института международных знаний, 2003. С. 106–112.

Лукьяненко В. И., Хабаров М. В., Лукьяненко А. В. Homo consumer — человек потребляющий // Соционауки. 2009. №2(4). С. 149–159.

Медоуз Донелла Х. и др. Пределы роста: отчет для проекта Римского клуба о затруднительном положении человечества. Нью Йорк: Universe Books, 1972. 205 с.

Месарович М. Д., Пестель Э. С. Человечество на переломе: второй доклад Римскому клубу. Нью Йорк: New American Library, 1974. 210 с.

Мотнер Майкл Н. Жизнецентристская этика и будущее человека в космосе // Bioethiks. 2009. №23(8). С. 433–440.

Паркер Келли А. Педагогика экогуманитарных наук: эксперимент в области экологического образования через радикальное сервисное обучение // Современный прагматизм. 2012. №9(1). С. 223–251.

Пастор А. В. и др. Учет требований к экологическому стоку в глобальных оценках водных ресурсов // Гидрология и науки о системе Земли. 2014. №18. С. 5041–5059.

Рахимова Н. Экологическое образование в России: современная тенденция — формирование моды на экологию // Экология и право. 2017. №69. С. 9–13.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах // Педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. Сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 336 с.

Сотник В. Г. Педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры учащихся // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. №2. С. 232–242.

Стеффен У. Планетарные границы: направление человеческого развития на изменяющейся планете // Science. 2015. №347(6223). С. 736–748.

Тэпп Р. Б. Гуманизм сегодня. Кн. 15. Нью-Йорк: Prometheus Books, 2002. 333 с.

Фромм Г. Природа бытия человека: от энвайронментализма к сознанию // Ecocriticism’s Big Bang. Ч. 17. Baltimore: Johns Hopkins UP, 2009. 312 с.

Эллиот Л. Энвайронментализм [Электронный ресурс] // Энциклопедия Британика. URL: https://www.britannica.com/topic /environmentalism#ref750474.

Эсток С. Теоретизирование в пространстве амбивалентной открытости: экокритицизм и экофобия // Междисциплинарные исследования в области литературы и окружающей среды. 2009. №16(2). С. 203–225.

Юдин А. Г. Китайский проект // Экология и жизнь. 2002. №1. С. 31.

Яницкий О. Н. Экомодернизация России: теория, практика, перспектива. М.: Институт социологии РАН, 2011. 215 с.

Загрузки

Опубликован

2022-08-11

Как цитировать

Майснер, Т. Н. ., & Маслова, Ю. В. . (2022). ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(4), 120–131. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-4-120-131