РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ТРАДИЦИИ

Авторы

  • Инна Сергеевна Якунина Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Ирина Александровна Тищенко Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Юлия Геннадьевна Тищенко Ростовский государственный медицинский университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-240-248

Ключевые слова:

массовая культура, элитарная культура, массы, индустриализация, массовое общество, постиндустриальное общество, идентичность

Аннотация

Цель исследования состоит в рассмотрении подходов к анализу массовой культуры для более осмысленного понимания особенностей функционирования данного феномена в современном обществе.

Методологией исследования являются различные подходы к рассмотрению массовой культуры, представленные в трудах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Г. Лебона, Г. Тарда, З. Фрейда, К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассета, К. Маннхейма, Э. Тоффлера, Ж. Бодрийяра, в которых изучаются особенности и функции массовой культуры, ее влияние на личность. Анализ феномена массовой культуры осуществляется на основе принципов системности и диалектики.

Результаты исследования. Проанализировав существующие подходы к рассмотрению массовой культуры, авторы делают вывод о том, что, несмотря на усложнение общества и появление разнообразных культурных форм, массовая продолжает доминировать. Тем не менее в связи с технологическими и социокультурными изменениями, трансформацией системы ценностных ориентаций возникает тенденция персонализации культуры, связанная с субъективизацией социальных процессов, изменением мотивации и характера потребления, стремлением к обретению идентичности. Массовая культура подстраивается под все более усложняющиеся потребности аудитории, предлагая ей престижные и индивидуализированные продукты. Элитарная культура перестает существовать как недоступная массам, а выступает в роли эталона и культурного образца.

Перспективой исследования является дальнейшее изучение массовой культуры в силу динамичности ее развития, а также особенностей функционирования данного феномена в условиях современной российской действительности.

Библиографические ссылки

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 387 с.

Гердер И. Г. Идеи к истории философии человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.

Лебон Г., Тард Г. Психология толп. Мнение и толпа. М.: Институт психологии РАН, КСП+, 1998. 416 с.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. Очерки военного времени, написанные социологом. М.: ИНИОН, 1992. 254 с.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 830 с.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1990. 829 с.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2002. 509 с.

Пономарев П. А., Тищенко И. А., Якунина И. С. Культурный иммунитет российского общества в научном дискурсе // Вестник ЮРГПУ (НПИ). 2021. №3. С. 270–280.

Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. 557 с.

Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М.: Э, 2016. 96 с.

Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб.: Алетейя, 1997. 222 с.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1, 2. М.: Наука, 1993. 672 с.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.: АН СССР, ИНИОН, 1978. 210 с.

Horkheimer M., Adorno T. W. Kulturindustrie. Aufklдrung als Massenbetrug. Frankfurt am Main: Fischer Verlag GmbH, 1987. 312 p.

Загрузки

Опубликован

2024-05-30

Как цитировать

Якунина, И. С., Тищенко, И. А., & Тищенко, Ю. Г. (2024). РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ТРАДИЦИИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 17(2), 240–248. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-240-248

Выпуск

Раздел

Философская инноватика