ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПРАРОДИТЕЛЬ МЕДИАПОЛИТИКИ: ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Авторы

  • Светлана Сергеевна Бодрунова Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ

Ключевые слова:

медиаполитика; устойчивые демократии; политическая журналистика; политический маркетинг; журналистика и демократия; самоосвещение; Великобритания; «новый лейборизм».

Аннотация

В статье анализируются причины и особенности медиатизации политического процесса в современных атлантических демократиях, в частности в Великобритании. Рост такого феномена, как медиаполитика, ставится автором в зависимость от взлета маркетинговых стратегий в политике на фоне разрушения традиционной электоральной базы политических партий. Последнее ― проявление общей деструкции традиционной классовой структуры социума, известного феномена постиндустриального периода; однако роль самих политических партий, подстегивающих своими действиями развитие медиаполитики, можно признать ведущей в «системном упадке» традиционного политического процесса. Результатом стратегизации управления коммуникациями со стороны партии «новых лейбористов» стали в том числе негативные тенденции в политической журналистике: цинизм прессы, самоосвещение (metacoverage), дисбаланс в освещении политических акторов. В целом в атлантическом ареале демократическая традиция подвергается деформации сильнее, чем в континентальной Европе.

Биография автора

Светлана Сергеевна Бодрунова, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ

кандидат политических наук, заведующая кафедрой медиадизайна и информационных технологий СПбГУ. Автор более 60 публикаций, в т. ч. трех книг, участник конференций мировых ассоциаций исследователей (WAPOR, IAMCR, ECPR, ECREA и др.), редактор научных книжных серий, лонг-листер премии «Общественная мысль ― 2010».

Библиографические ссылки

Бодрунова С. С. Пресс-секретари британских премьер-министров и кризис демократических институтов Британии. // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. Журналистика. ― 2007. ― Вып. 2, ч. 1. ― С. 128–134.

Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. ― М: Товарищество научных изданий КМК, 2010.

Досье: Лейбористская партия [Электронный ресурс] / Русская служба Би-би-си. 2005. 29 апр. ― Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_4497000/4497861.stm, свободный (19.09.2012). ― Загл. с экрана.

Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании. ― СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

Фершурен Дж. Заметки о роли метапрагматической осведомленности в использовании языка. / Пер. с фр. Я. О. Глембоцкой // Критика и семиотика. ― 2001. ― Вып. 3/4. ― С. 85–105. [Электронный ресурс] / Новосибирский государственный университет. ― Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs34versch.htm, свободный (19.09.2012). ― Загл. с экрана.

Фоменко К. Журналисты готовятся к выборам [Электронный ресурс] / Русская служба Би-би-си. 2001. 9 мая. ― Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid_1320000/1320457.stm, свободный (19.09.2010). ― Загл. с экрана.

Barnett S. The Age of Contempt [Электронный ресурс] / The Guardian. 2002. 28 Oct. ― Режим доступа: http://www.guardian.co.uk/politics/2002/oct/28/pressandpublishing.media, свободный (19.09.2010). ― Загл. с экрана.

Barnett S., Gaber I. Westminster Tales: The Twenty-first Century Crisis in British Political Journalism. ― London; New York: Continuum, 2001.

Berg-Schlosser D. The Quality of Democracies in Europe as Measured by Current Indicators of democratization and Good Governance. // Journal of Communist Studies and Transition Politics. ― 2004. ― Vol. 20, Issue 1. ― Pp. 28–55.

Cockerell M. An Inside View on Blair’s No 10. // The Blair Effect / ed. by A. Seldon. ― London: Little Brown, 2001. ― Pp. 571–579.

Communication, Citizenship and Social Policy: Rethinking the Limits of the Welfare State / еd. by J.-C. Burgelman, A. Calabrese. ― Oxford: Rowman&Littlefield, 1999.

Esser F. Media Politics and Media Self-coverage In the British Press // International Communications Association, 2003 Annual Meeting, San Diego, CA. Conference Paper. 2003. ― Pp. 1–29.

Esser F., D’Angelo P. Framing the Press and the Publicity Process: A Content Analysis of Metacoverage in Campaign 2000 Network News. // American Behavioral Scientist. ― 2003. ― Vol. 46, Issue 5. ― Pp. 617–641.

Esser F., D’Angelo P. Framing the Press and Publicity Process in German, British and U.S. general election campaigns: A comparative study of «Metacoverage». // Harvard International Journal of Press/Politics. ― 2006. ― Vol. 11, Issue 3. ― Pp. 44–66.

Esser F., Reinemann C., Fan D. P. Spin Doctors in the United States, Great Britain and Germany. Metacommunication about Media Manipulation. // The Harvard International Journal of Press/Politics. ― 2001. ― Vol. 6, Issue 1. ― Pp. 16–45.

Foley M. Presidential Attribution as an Agency of Prime Ministerial Critique in a Parliamentary Democracy: The Case of Tony Blair. // The British Journal of Politics & International Relations. ― 2004. ― Vol. 6, Issue 3. ― Pp. 292–311.

Graber D. Mass Media and American Politics. 6th ed. ― Washington, DC: CQ Press, 2002.

Hall I. Tories look for Saatchi and Bell for salvation. // PRWeek. ― 2003. ― 25 Apr. ― P. 1.

Jones N. Control Freaks. ― London: Politico’s, 2001.

Kavanagh D., Seldon A. The Powers Behind the Prime Minister: The Hidden Influence of Number Ten. ― London: HarperCollins, 2001.

Keane J. The Media and Democracy. ― Cambridge: Polity, 1991.

Kerbel M.R. Remote and Controlled: Media Politics in a Cynical Age. 2nd ed. ― Boulder (CO): WestviewPress, 1999.

Lees-Marshment J. Political Marketing and British Political Parties. ― Manchester: Manchester University Press, 2001.

Mandelson P. The Blair Revolution Revisited. ― London: Politico’s, 2002.

McNair B. An Introduction to Political Communication. 3rd ed. ― London: Routledge, 2003.

McNair B. Journalism and Democracy: An Evaluation of the Political Public Sphere. ― London: Routledge, 2000.

McNair B. PR Must Die: spin, anti-spin and political public relations in the UK, 1997–2004. // Journalism Studies. ― 2004. ― Vol. 5, Issue 3. ― Pp. 325–338.

Michie D. The Invisible Persuaders: How Britain’s spin doctors manipulate the media. ― London: Bantam Press, 1998.

Miller D. System failure: It’s not just the media ― the whole political system has failed. // Journal of Public Affairs. ― 2004. ― Vol. 4, Issue 4. ― Pp. 374–382.

Moloney K. Rethinking Public Relations: The Spin and The Substance. ― London: Taylor & Francis, 2000.

Negrine R. Parliament and the Media A Study of Britain, Germany and France. ― London: Royal Institute of International Affairs/Cassell, 1998.

Negrine R. Politics and the Mass Media in Britain. 2nd ed. ― London: Routledge, 1994.

Negrine R. The Communication of Politics. ― London: Sage, 1996.

New Labour, Old Labour: The Wilson and Callaghan Governments / ed. by A. Seldon, K. Hickson. ― London: Routledge, 2004.

Oborne P. Alistair Campbell: New Labour and the Rise of the Media Class. ― London: Aurum, 1999.

Oborne P. The Rise of Political Lying. ― London: Free Press, 2005.

Oborne P. The Triumph of the Political Class. ― London: Simon & Schuster, 2008.

Press B. Spin This!: All The Ways We Don’t Tell The Truth. ― New York: Pocket Books, 2001.

Pryce S. Presidentialising the Premiership. ― London: Macmillan, 1997.

Rawnsley A. It’s the Tories who are addicted to spin [Электронный ресурс] / The Observer. 2002. 14 Jul. ― Режим доступа: http://www.guardian.co.uk/politics/2002/jul/14/conservatives.politicalcolumnists, свободный (19.09.2012). ― Загл. с экрана.

Rose R. The Paradox of Power: The Prime Minister in a Shrinking World. ― Cambridge: Polity, 2001.

Scammell M. The Media and Media Management. // The Blair Effect / ed. by A. Seldon. ― London: Little Brown, 2001. ― Pp. 509–534.

Street J. Mass Media, Politics and Democracy. ― Houndsmill: Palgrave, 2001.

Tony Blair In His Own Words / ed. by P. Richards. ― London: Politico’s, 2004.

Tory Party needs to reinvent itself: An editorial // PRWeek. ― 2003. ― 31 Oct. ― P. 8.

Toynbee P. Breaking News: Intense Circulation Wars Have Created a Vicious Press Pack Which Ultimately Might Make the Country Ungovernable [Электронный ресурс] / The Guardian. 2003. 5 Sept. ― Режим доступа: http://www.guardian.co.uk/politics/2003/sep/05/davidkelly.media, свободный (19.09.2010). ― Загл. с экрана.

Watts D. The Mass Media: Political Communication in Britain Today. ― Sheffield: Hallam University Press, 2000.

Whelan C. Tories won’t be elected if they play by their rules. // PRWeek. ― 2003. ― 28 Feb. ― P. 8.

Zaller J. A Theory of Media Politics. How the Interests of Politicians, Journalists and the Citizens shape the News [Электронный ресурс]. UCLA Division of Social Sciences. Chicago, 2000. ― Режим доступа: http://www.sscnet.ucla.edu/polisci/faculty/zaller/media%20politics%20book%20.pdf, свободный (19.09.2010). ― Загл. с экрана.

Загрузки

Опубликован

2021-04-28

Как цитировать

Бодрунова, С. С. . (2021). ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ПРАРОДИТЕЛЬ МЕДИАПОЛИТИКИ: ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, (1), 89–98. извлечено от https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/view/1175

Выпуск

Раздел

Экономика и управление народным хозяйством