ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-3-7-17Ключевые слова:
интеллектуальный потенциал; российская молодежь; высшее обра- зование в региональном пространстве; академическое лидерство; информационные и технологические знания.Аннотация
Задача исследования заключается в изучении интеллектуального потенциала российской молодежи в контексте формирования академического лидерства в высшем образовании в региональном пространстве.
Методология исследования базируется на соединении теоретико-концептуальных и социально-эмпирических схем для изучения интеллектуального потенциала молодежи в контексте формирования академического лидерства.
Результаты исследования. Проблема академического лидерства в высшем образовании в региональном пространстве в российском обществе перешла в практическую плоскость, стала предметом дискуссий и в научной среде, и на уровне общественных размышлений о траектории развития российской науки и образования. Особый интерес вызывает ситуация в высшем образовании в региональном пространстве, где проявляется воздействие деструктивных факторов «оттока мозгов», снижение качества социального и культурного капитала акторов высшего образования, деградация исследовательской базы и разрыв поколений. Авторы статьи, не повторяя известные истины, предлагают взглянуть на академическое лидерство как перспективную политику развития высшего образования в региональном пространстве в рамках анализа интеллектуального потенциала российской молодежи.
Перспективы использования результатов исследования. Выводы статьи основаны на концептуальной схеме нового прагматического типа академического лидерства и ориентированы на поиск путей актуализации интеллектуального потенциала молодежи, включающего информационные и технологические знания, готовность к участию в формированию академического лидерства в высшем образовании в контексте формирования общих целей акторов высшего образования/
Библиографические ссылки
Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. – М.: Прогресс, 1972. – 392 с.
Воденко К. В. Регионализация государственной политики в сфере высшего образования в контексте становления академического лидерства [Электронный ресурс] // Вопросы управления. – 2021. – №01 (68). – Режим доступа: https://journal-management.com/issue/2021/01/12 (Дата обращения: 25.03.2021).
Воденко К. В., Дегтярев А. К., Иваненко Н. С. Академическое лидерство: движение к транспрофессиональной идентичности в региональном пространстве высшего образования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2020. – №5. – С. 33–41.
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 688 с.
Интеллектуальный колониализм на глобальном образовательном рынке. – М.: РУДН, 2017. – 229 с.
Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. – М.: ЦСП и М, 2014. – 548 с.
Модернизация России: научные и образовательные аспекты: учебное пособие / Отв. ред. О. Н. Яницкий. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 52 с.
Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: монография / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. – М.: ЦСП и М, 2015. – 232 с.
Региональная социология: проблемы консолидации социального пространства России / Отв. ред. В. В. Маркин / М. Горшков, В. Маркин, А. Дмитриев и др. – М.: Новый Хронограф, 2015. – 600 с.
Социология молодежи: энциклопедический словарь / Сост. Ю. А. Зубок и др. – М.: Academia, 2008. – 606 с.