РОЛЬ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-4-57-65Ключевые слова:
музеи; социальный институт; культура; институциализация; социум; материальные и духовные ценностиАннотация
Целью исследования является обоснование сущности и специфики музеев как социального института, являющегося альтернативным в системе базовых институтов общества, сформированного благодаря целенаправленной и креативной деятельности многих поколений людей, нацеленных на воспроизводство и трансляцию конкретной культуры, ее материальных и духовных ценностей.
Методологическую базу исследования представляют классические труды Л. Витгенштейна, Т. Парсонса, посвященные разработке институционально-социологического подхода к анализу базовых институтов общества. Исследование базируется также на концепции институциональных матриц, разработанной Новосибирской социологической школой (О. Э. Бессонова и С. Г. Кирдина).
Результаты исследования. Роль музеев и их функции в современном обществе в большинстве исследований рассматриваются в культурологической парадигме как особая форма культуры. При этом недостаточно внимания уделяется рассмотрению музеев в институциональной парадигме, которая позволяет выявить значимость музеев как для социального, так и для социетального уровней жизнедеятельности современного общества.
Перспективу исследования составляет дальнейший социологический анализ функционирования современных музеев как особого социального института культуры.
Библиографические ссылки
Статистика. Музеи [Электронный доступ] // Госкомстат. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_11/IssWWW.exe/stg/d1/10-03.htm/.
Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. — Л.: Советский писатель, 1989.
Hasidschka W., Tschmuck P., Zembylas T. Cutural Institutions Studies: Investigating the Transformation of Cultural Goods // The Journal of Arts Management, Law and Society. — 2005. — Vol. 35. — №2. — Рp. 147–158.
Дунаева С. В. Аспекты функционирования музея как особого социального института // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2010. — С. 177–183.
Комаров М. С. Введение в социологию. — М.: Наука, 1994. — С. 197.
Современная западная социология: Словарь. — М., 1990.
Дунаева С. В. Философский аспект трансформации роли музея как социального института и его положение в современном обществе // Вестник Ленинградского государственного ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011. — С. 197–204.
Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. — Ч. I. — М.: Гнозис, 1994.
Петрунина Л. Я. От традиционного музея к социальному институту // Вопросы музеологии. — 2020. — Т. 11. — Вып. 1. — С. 133–140.
Tschmuck P. How Creative Are the Creative Industries? The Case of the Music Industry // Journal of Arts Management, Law, and Society. — 2003. — №33 (2). — Рр. 127–141.
Российская социологическая энциклопедия. — М., 1998.
Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект Пресс, 1998.
Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. — СПб.: СПбГУКИ, 2004.
Кулемзин А. М. Современные прогрессивные тенденции в музейном деле // Музееведение и историко-культурное наследие: Сб. статей. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2008.
Федоров Н. В.: К 175-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти. Антология: в 2 кн. — Т. 1. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2004.
Этический кодекс ИКОМ для музеев. — М.: Институт России, 2003.
Юхневич М. Ю. Три условия // Мир музея. — 2004. — №9. — С. 22–25.
Gether Chr. The Art Museums — Still an Institution in Transition // Museums / Social Learning Spaces and Knowledge Producing Process. — Рp. 102–116