ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ОБРАЗА РОССИИ СРЕДИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Авторы

  • Алексей Дмитриевич Брагин Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-6-44-54

Ключевые слова:

образ России, молодое поколение, эмиграция, молодежная политика, патриотизм, демография

Аннотация

Аннотация. Целью исследования является выделение текущего образа Российской Федерации среди молодежи с последующим созданием инструментария по формированию перспективного образа страны.

Методологическую базу исследования представляют теоретические аспекты процесса формирования образа государства. За основу работы взяты социологические исследования настроений молодёжи и авторская серия очных глубинных интервью.

Результаты исследования. Несмотря на все имеющиеся условия для получения качественного высшего образования, построения успешной карьеры и создания семьи, существенная доля молодежи задумывается об эмиграции. В ходе разработки теоретико-методологической основы исследования определено, что основную роль в данном процессе играет образ страны, который формирует негативный имидж государства в глазах молодежи. Отрицательный образ страны способствует увеличению пессимистичных настроений молодого поколения россиян относительно их будущего, что влияет на становление определенной системы ценностей и взглядов. Таким образом, эмиграция начинает восприниматься как единственный способ улучшить свое социальное положение, что становится катализатором увеличивающихся эмиграционных настроений. В результате проведенного анализа выделен текущий образ Российской Федерации среди молодежи в области социально значимых вопросов, а также установлен механизм его формирования. Определен процесс влияния образа страны на эмиграционные настроения и основные источники информации, формирующие мнение молодежи. На основании полученных данных и с учетом теоретико-методологической основы исследования разработан инструментарий по формированию перспективного образа России среди молодого поколения.

Перспективы исследования заключаются в разработке инструментария по формированию перспективного имиджа государства среди молодого поколения, что впоследствии способствует снижению эмиграционной убыли и увеличению вклада молодёжи в социально-экономическое развитие России.

Биография автора

Алексей Дмитриевич Брагин, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

младший научный сотрудник, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Библиографические ссылки

Большаков С. Н., Бодрунова С. С. Формирование позитивного имиджа страны: политические метафоры, стереотипы и параллелизмы // Проблемный анализ и государственное управленческое проектирование. 2011. №6. С. 87–92.

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Азаров А. А. Специфика критического мышления российской молодежи в условиях цифровизации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. №9(1). С. 14–23.

Ионцев В. А., Рязанцев С. В., Ионцева С. В. Новые тенденции и формы эмиграции из России // Экономика региона. 2016. №12(2). С. 499–509.

Квале С. Исследовательское интервью // М.: Смысл, 2003. С. 301.

Климанова А. В. Представления о критическом мышлении в сознании современной молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016. №180. С. 51–58.

Кучмаева О. В., Ростовская Т. К. Новые тенденции в формировании жизненных стратегий членов молодых семей в современном российском обществе (анализ Всероссийского социологического исследования) // Вестник Академии права и управления. 2016. №43(2). С. 113–124.

Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Поколенческие и межстрановые различия воспитательных стратегий семьи (по данным социологического исследования) // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6(2). С. 117–131.

Ростовская Т. К., Калиев Т. Б. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции // М.: РУСАЙНС, 2019. C. 228.

Розенберг Н. В. Влияние средств массовой информации на образ жизни молодежи // Наука. Общество. Государство. 2015. №3(1). С. 134–141.

Busetto L., Wick W., Gumbinger C. How to use and assess qualitative research methods // Neurol. Res. Pract. 2020. №2(14).

Hakala U., Lemmetyinen A., Kantola S.-P. Country image as a nation-branding tool // Marketing Intelligence Samp Planning. 2013. №31. P. 538–556.

Herz M., Arnegger J. Country image formation, stability, and change: a longitudinal assessment of consumers’ image of Azerbaijan // Journal of Travel & Tourism Marketing. 2017. №34. P. 1–15.

Lopez C., Balabanis G. Country image appraisal: More than just ticking boxes // Journal of Business Research. 2020. №117. P. 764–779.

McPherson L., Vosz M., Gatwiri K., Parmenter N., Macnamara N., Mitchell J., Tucci J. What does research tell us about young people’s participation in decision making in residential care? A systematic scoping review // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 122.

Robinson O. Sampling in Interview-Based Qualitative Research: A Theoretical and Practical Guide // Qualitative Research in Psychology. 2014. Vol. 11(1).

Загрузки

Опубликован

2022-01-11

Как цитировать

Брагин, А. Д. . (2022). ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ОБРАЗА РОССИИ СРЕДИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 14(6), 44–54. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-6-44-54

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология