СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НЕФТЕСЕРВИСНЫХ КОМПАНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-6-149-158Ключевые слова:
бизнес-модель, нефтесервисная компания, инновации, технологичность, конкурентное преимущество, устойчивое развитиеАннотация
Аннотация. Целью исследования является сравнение бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, что может определить критерии технологического развития, дающие конкурентные преимущества каждой из сторон.
Методологическую базу исследования представляют основные теоретические понятия о природе формирования бизнес-моделей предприятия и принципы их функционирования на базе «ценностного» и «процессного» подходов. Признается первостепенность таких параметров, как привлекательность продукта компании для клиентов и партнеров, а также механизмов создания стоимости и извлечения прибыли. Отмечено, что такой элемент бизнес-модели, как новое технологическое предложение, способен обеспечить преимущество на нефтесервисном рынке. Названы основные модели инновационного развития (эндогенная, сетевая и экзогенная), их отличия и характеристики. Изучены особенности развития корпораций «Halliburton» и «Schlumberger», обеспечившие успех и технологическое лидерство в мировой нефтесервисной отрасли.
Результаты исследования. Установлено, что обновление производственных мощностей российских нефтесервисных предприятий возможно на основе любой из трех представленных моделей стимулирования инновационной активности или их комбинации. Предполагается, что способная к устойчивому развитию инновационная бизнес-модель российской нефтесервисной компании в условиях современной изменчивой рыночной ситуации должна отличаться гибкостью, способностью к оптимизации затрат, адаптивностью и быстрой реакцией на требования/предпочтения рынка.
Перспективы исследования заключаются в детальном анализе характера и особенностей взаимоотношений между нефтяной компанией-заказчиком и нефтесервисным подрядчиком, что представляет значительную и важную область исследований отраслевого бизнеса.
Библиографические ссылки
Белошицкий А. В. Отдельные аспекты сравнения организационного развития нефтесервисных рынков России и мира // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. №6-1. С. 26–31.
Бердников В. В. Аналитические механизмы разработки бизнес-моделей // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. №9. С. 146–151.
Бирюкова В. В. Производительность хозяйственных систем и факторы ее роста // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями. Сборник научных трудов. Омск: Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), 2009. С. 14–19.
Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. М.: Альпина-паблишер, 2016. 233 с.
Дебелак Д. Бизнес-модели: принципы создания процветающей организации. М.: Гребенников, 2009. 253 с.
Котельников В. Ю. TEN3: новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями. Сер. Бизнес-коуч. М.: Эксмо, 2007. 90 с.
Крюков В. А., Токарев А. Н. Особенности пространственного развития нефтегазового сервиса: глобальные тенденции и уроки для России // Регион: экономика и социология. 2017. №3(95). С. 189–214.
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. М.: Альпина-паблишер, 2010. 330 с.
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина-паблишер, 2015. 453 с.
Cherepovitsyn A., Tsvetkova A., Komen-dantova N. Approaches to Assessing the Strategic Sustainability of High-Risk Offshore Oil and Gas Projects. J. Mar. Sci. Eng. 2020. №8. Р. 995. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.3390/jmse8120995 (date accessed: 01.10.2021).
Hicks J. R. Value and capital. An inquiry into some fundamental principles of economic theory. 2nd ed. Oxford, 1946. 360 р.
Samuelson P. A. A note on the pure theory of consumer’s behaviour // Economics, New Series. 1938. Vol. 5. №17. P. 61–71.
Slywotzky A., Morrison D. J. The Profit Zone: How Strategic Business Design Will Lead You to Tomorrow’s Profits, 2002. 352 р.