ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ

Авторы

  • Наталья Владимировна Горбунова Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
  • Владимир Анатольевич Вишневский Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
  • Александр Сергеевич Фетисов Воронежский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-1-57-67

Ключевые слова:

готовность, студенческая молодежь, молодая семья, создание семьи

Аннотация

Целью исследования является определение и теоретическое обоснование особенностей формирования готовности студенческой молодежи к созданию семьи в современных социально-культурных условиях.

Методологическую базу исследования представляют положения концепции гуманистического образования. К используемым научным методам относятся сравнительный, причинно-следственный и статистический анализ.

Результаты исследования. Вопросы формирования готовности студенческой молодежи к созданию семьи в современных социокультурных условиях имеют особое значение, что обусловлено реалиями общества, неоднозначностью подходов к созданию семьи, развитию и становлению института семьи, трансформацией семейных ценностей в современном обществе. Современный кризис семьи проявляется в высоком количестве разводов, обусловленных недостаточной психологической зрелостью супругов, активным вовлечением женщин в социально-трудовую сферу, изменением семейных ценностных ориентаций; нежеланием мужчин терять традиционные семейные «привилегии»; недостаточностью специальных знаний по созданию и функционированию института семьи; низким уровнем развития социокультурных, профессиональных отношений, социальной компетентности; отсутствием осознания значимости семейных отношений в социальном и профессиональном развитии личности.

Понятие «готовность студенческой молодежи к созданию семьи» рассматривается в различных научных исследованиях. Под ним мы понимаем морально-психологическую, социальную и полоролевую зрелость личности обучающегося, достижение им социальных стандартов поведения, регламентирующих и обеспечивающих успешное создание и функционирование полноценной семьи, признающей и уважающей семейные ценности.

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, в исследовании обоснованы и определены компоненты, критерии и показатели готовности студенческой молодежи к созданию семьи. Компонентами готовности стали: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий. Каждый из них характеризуется определенными критериями, которые разработаны в соответствии с сущностными характеристиками компонентов.

Перспективы исследования заключаются в разработке и апробации комплексной учебно-воспитательной программы «Формирование готовности обучающихся к созданию семьи» в системе высшего образования.

Биографии авторов

Наталья Владимировна Горбунова, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

доктор педагогических наук, профессор, директор Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялте.

Владимир Анатольевич Вишневский, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

кандидат педагогических наук, до-цент кафедры «Педагогика и педагогическое мастерство», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет име-ни В. И. Вернадского

Александр Сергеевич Фетисов, Воронежский государственный педагогический университет

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Социальная педагогика», Воронежский государственный педагогический университет

Библиографические ссылки

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. М.: Феникс, 1998. 416 с.

Багаутдинов А. М., Сафина Л. З. Современная студенческая семья как объект социологического исследования // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №4. С. 1282–1284.

Богданов Г. Т. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / Г. Т. Богданов, Л. А. Богданович, А. М. Полев. 2-е изд.; М.: Профиздат, 2014. 175 с.

Вишнивецкая А. И. Психологические проблемы студенческой семьи // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 46–48.

Говако Б. И. Студенческая семья. М.: Мысль, 1988. 158 с.

Горбунова Н. В. Трансформация семейных ценностей российской молодежи в современном обществе. Социально-демографический потенциал российской молодёжи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ялта, 22–24 апреля 2021 г.). 2021. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (Москва).

Мишина Т. Н. Психологические особенности студенческой семьи // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №11–5. С. 693–694.

Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / Сост. А. Д. Тюриков. Иваново, 2008. 427 с.

Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Издательство политической литературы, 1973. 272 с.

Черняк Е. М. Социология семьи. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2007. 246 с.

Юнг К. Брак как психологическое отношение. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. С. 102–117.

Andersson G., Scott K. Childbearing dynamics of couples in a universalistic welfare state: The role of labor-market status, country of origin, and gender // Demographic research. 2007. Vol. 17. P. 897–938.

Brittain A. W. et al. Youth-friendly family planning services for young people: a systematic review // American journal of preventive medicine. 2015. Vol. 49. №2. Р. 973–984.

Family Strategies of Modern Rissian student Youth. Work-Family conflict resoloution. ILO Subregional Office for Eastern Europe and Central Asia, 2009.

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

Горбунова, Н. В. ., Вишневский, В. А. ., & Фетисов, А. С. . (2022). ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(1), 57–67. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-1-57-67