КОНСТРУКТЫ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИННОСТИ В ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-59-66Ключевые слова:
стереотипы маскулинности и феминности, гендерные представления студенческой молодежи, трансформация традиционных гендерных конструктов, социокультурная эволюция обществаАннотация
Цель исследования состоит в социологическом анализе конструктов маскулинности и феминности в гендерных представлениях современной студенческой молодежи, определении меры соотношения в их (стереотипов) структуре традиционных (инерционных) и эгалитарных (инновационных) гендерных представлений, что позволит судить о скорости и характере социокультурных преобразований в сегодняшнем российском обществе, перспективах его демократизации и модернизации.
Методологическую базу исследования представляют социальный конструкционизм, основные положения структурно-функционального анализа. В работе также использовались общенаучные методы исследования (аналитический, системный, компаративный анализы), методы социологического исследования (анализ материалов, документов; анкетирование и др.) и методы математической статистики.
Результаты исследования. Выявлены существенные трансформации традиционных конструктов маскулинности-феминности в гендерных представлениях современной студенческой молодежи, а также склонность последней к андрогинизму в оценке женских и мужских образов, что отмечено также в ряде работ отечественных исследователей и позволяет констатировать, что в условиях современного российского общества формируется новый тип личности — андрогинный, в котором на паритетных началах представлены сущностные черты как маскулинного, так и феминного типов.
Перспективы исследования. Изучение ценностно-нормативных представлений, гендерных стереотипов современной студенческой молодежи различных типов поселения и профиля образования позволит прогнозировать характер динамики трансформирующегося российского общества, выявить перспективы его модернизации
Библиографические ссылки
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
Инглхард Р. Постмодернизм: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. №4. С. 6–32.
Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности: сборник статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. Вып. 2. С. 188–202.
Кивокурцева Н. В. Гендерные стереотипы у подростков и студенческой молодежи [Электронный ресурс] / Сборник «Интеграция гендерного подхода в социальную политику региона» (ЖОО «Фемина», Набережные Челны). URL: http://www.femin.ru/ig/ig017.php.
Ломова Т. Е. Стереотипы в гендерных установках современной российской молодежи: автореф. дис. … канд. культурол. наук. Владивосток, 2004. С. 6–7.
Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия // Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2006. С. 791.
Талина И. В. Гносеологические основы развития гендерной идентичности в педагогической теории и практике: дис. … д-ра пед. наук. Ульяновск: Ульяновск. гос. ун-т, 2010. С. 275.
Тищенко Ю. Г. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук. Ставрополь, СКФУ, 2014. 30 с.
Явон С. В. Динамика социальной роли молодежи: гендерный подход: дис. … д-ра социол. наук. М.: МГПИ, 2010. С. 6–7.
Bem Sandra Lipsitz. The Lenses of Gender. New Haven, CT: Yale UP, 1993. 244 p.
Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. New York, Oxford, 1986. 399 p.