НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОЙ ЗЕМЛИ

Авторы

  • Елена Александровна Дергачева Брянский государственный технический университет, Брянск
  • Таисия Александровна Колесник Брянский государственный технический университет, Брянск,

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-233-246

Ключевые слова:

«Цифровая Земля», постбиосферная картина мира, техносфера, образование, социальная педагогика

Аннотация

Целью исследования является анализ стратегических ограничений образования в области Цифровой Земли, не позволяющих эффективно решать проблемы вытеснения естественного природного мира миром техногенным.

Методологической базой исследования является системный социоприродный подход, дополненный междисциплинарными исследованиями теории философии социально-техногенного развития мира, социотехноприродных процессов и смены эволюции жизни.

Результаты исследования. Выявлено, что на современном этапе общественного развития идет глобальное вытеснение естественной природной среды расширяющейся техносферой. Формируется во многом искусственная постбиосферная система жизни и соответствующая ей картина мира. Становление новой социотехноприродной системы жизни порождает множество глобальных проблем. Для решения этих проблем необходима виртуальная модель эволюционирующей Земли, адекватно отражающая ее природные, техногенные и социальные процессы. Предполагается, что данная модель будет применяться в обучении для воссоздания в сознании обучающихся целостного представления о мире и происходящих в нем процессах. Однако в настоящее время образование в области Цифровой Земли сосредоточено на подготовке специалистов, обладающих навыками проектирования и работы с геопространственными информационными системами. Это свидетельствует о недостаточно полной научно-философской методологической основе проектирования виртуальной реальности, не позволяющей понять вектор эволюционных процессов, связанных с замещением естественного природного мира миром техногенным, проанализировать и скорректировать негативные социотехноприродные трансформации, ведущие к деградации биосферной системы жизни. Не учитываются образованием в области Цифровой Земли и проблемы человека, усложнение его адаптации и социализации в техногенно измененной реальности. Все это создает стратегические ограничения образования в системе Цифровой Земли и не позволяет применить ее потенциал для сохранения биосферной жизни и мира, а также проблем адаптации и социализации человека.

Перспективы исследования заключаются в формировании новой научно-философской методологической основы образования в области Цифровой Земли, учитывающей в том числе и эволюционные процессы, связанные с заменой естественного природного мира миром техногенным, что позволило бы скорректировать негативные социотехноприродные трансформации, ведущие к деградации биосферной системы жизни, и сформировать программу безопасного развития техносферы.

Биографии авторов

Елена Александровна Дергачева, Брянский государственный технический университет, Брянск

доктор философских наук, профессор РАН, профессор кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины», Брянский государственный технический университет

Таисия Александровна Колесник, Брянский государственный технический университет, Брянск,

аспирант, Брянский государственный технический университет.

Библиографические ссылки

Арнольдов А. И., Григорьев С. И., Гурьянова М. П., Гуслякова Л. Г., Дергачева Е. А., Демиденко Э. С., Морова Н. С., Силласте Г. Г., Сорочинская Е. Н. Социальная педагогика в России: на острие времени / Под ред. М. П. Гурьяновой / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 190 с.

Барабанов О. Н. Определение теоретических подходов. Проблемы глобального управления: выбор аналитической парадигмы // Вестник международных организаций. 2009. №2(24). С. 5–6.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 2004. 576 с.

Горохов В. Г. Вводная статья к книге // Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 2010. С. 8.

Демиденко Э. С. Методологические подходы В. И. Вернадского к пониманию социально-технологического развития мира // Философские идеи В. И. Вернадского и современность. Вып. 51. «Ценологические исследования». М., 2013. С. 84–91.

Демиденко Э. С. О методологии прогнозирования социоприродного развития // Проблемы современного антропосоциального познания. Вып. 3. Брянск: БГТУ, 2005. С. 12–20.

Демиденко Э. С. Проблемы научно-философского моделирования развития жизни // Проблемы современного антропосоциального познания. Вып. 8. Брянск: БГТУ, 2010. С. 104.

Демиденко Э. С., Дергачева Е. А. От гло-

бальной деградации биосферы к смене эволюции жизни: научный доклад [Электронный ресурс]. М.: Изд-во РАН, 2017. 28 с. URL: http://www.ras.ru/publishingactivity/issues/collections.aspx (дата обращения: 27.04.2018).

Демиденко Э. С., Дергачева Е. А. Социально-философский анализ становления и развития концепции техногенного общества [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. URL: http://www.science-education.ru/131-23481 (дата обращения: 20.11. 2021).

Дергачева Е. А. От техногенной рациональности к рациональности социоприродного развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2008. №1. С. 12–16.

Дергачева Е. А. Техногенное общество и противоречивая природа его рациональности. Брянск: БГТУ, 2005. 219 с.

Дергачева Е. А. Цифровая Земля: от идей к воссозданию виртуальной копии планеты // GeoContext. 2020. Vol. 8. №1. P. 5–16.

Захаров Е. И. Подход к оценке взаимодействия биосферы с техносферой и их последствиям // Известия ТулГУ. Науки о Земле. 2014. С. 3–10.

Лапченко Н. Н. Информатизация общества в условиях техногенного социоприродного развития: философский и правовой аспекты. Брянск: «Десяточка», 2009. 221 с.

Степин В. С. Философия природы и постнеклассическая рациональность // Философия природы сегодня / Под. ред. И. К. Лисеева, В. Луговского. М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2009. С. 23–24.

Эльхачам Э., Бен-Ури Л., Грозовски Дж. и др. Глобальная антропогенная масса превышает всю живую биомассу [Электронный ресурс] // Nature. 2020. С. 442–444. URL: https://doi.org/10.1038/s41586-020-3010-5 (дата обращения: 24.04.2021).

Wang C., Kantor C. M., Mitchell J. T., Bacastow T. S. Digital Earth Education // Manual of Digital Earth. Р. 755–782.

Del Mastro A., Monaco F., Eremchenko E., Nelson А. «Digital Health Earth»: towards a global healthcare management geolocating human health condition by means of space technology // GeoContext. 2020. Vol. 8. №1. P. 5–16.

Dergachev K. V., Trifankov Yu. T. Modern Philosophy in the Context of Interdisciplinary Studies of Human and Nature // Smart Technologies and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production. Springer, 2019. Vol. 139. Pp. 228–233.

Eremchenko E. Digital Earth: Prism of 2020 // GraphiCon 2021: 31st International Conference on Computer Graphics and Vision. Nizhny Novgorod, Russia (September 27–30, 2021).

Gore A. The Digital Earth: Understanding our planet in the 21st Century // Al Gore speech at California Science Center, Los Angeles, California (January 31, 1998).

Genderen van J., Goodchild M. F., Huadong Guo, Chaowei Yang, Nativi S., Lizhe Wang, and Cuizhen Wang. Chapter 26 Digital Earth Challenges and Future Trends. P. 828.

Загрузки

Опубликован

2022-05-15

Как цитировать

Дергачева, Е. А. ., & Колесник, Т. А. . (2022). НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОЙ ЗЕМЛИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(2), 233-246. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-233-246

Выпуск

Раздел

Философская инноватика