АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА: СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Авторы

  • Мария Петровна Тихоновскова Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-273-280

Ключевые слова:

антропологический кризис, дегуманизация, деструктивная деятельность, духовное отчуждение, массовая культура, общество потребления, гедонизм, одномерный человек

Аннотация

Цель исследования заключается в философском осмыслении специфики антропологического кризиса и тенденций его проявления в обществе.

Методологической основой исследования выступают идеи представителей неклассической философии, положения теории деструктивной деятельности, концепции духовного отчуждения и массового человека.

Результаты исследования. Деструктивные процессы, идущие в современном мире, обусловлены антропологическим кризисом и связаны с глубокими структурными трансформациями общества, влекущими смену мировоззренческих парадигм и соответственно переоценку ценностей. Отказ от гуманистических ориентиров в развитии общества, девальвация традиционных ценностей ставят под угрозу существование человека и культуры.

Перспективы исследования. Работа открывает перспективы для дальнейшего исследования современного антропологического кризиса и его влияния на мировоззрение и природу человека.

Биография автора

Мария Петровна Тихоновскова, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

младший научный сотрудник, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова.

Библиографические ссылки

Берулава М. Н. Антропологический кризис и перспективы человека // Вестник Университета Российской академии образования. 2006. №4. С. 26–34.

Борщов Н. А. Информационное насилие в современном обществе // Вестник СГТУ. 2010. №1. С. 282–290.

Бубер M. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.

Гуревич П. С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009. №3. С. 19–31.

Гуревич П. С. Философия жизни: XX век // Философские науки. 1998. №2. С. 38–56.

Дубровский Д. И. Природа человека, массовое сознание и глобальное будущее // Философские науки. 2013. №9. С. 5–14.

Ильин А. Н. «Массовый» человек: его сущность и условия возникновения // Вестник Омского университета. 2009. №4. С. 51–57.

Калабекова С. В. Гедонизм и «принудительное счастье» общества потребления // Политика и Общество. 2018. №7. С. 17–24.

Камю А. Бунтующий человек. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1999. 415 с.

Кутырев В. А. Смерть человека и ее философское отражение в эпоху постмодерна // Социальное время. 2015. №1. С. 33–43.

Кутырев В. А. Философский образ нашего времени (безжизненные миры постчеловечества). Смоленск, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elcom.ru/~human/kutyrev/timeimage.html.

Кутырев В. А. Человек XXI века: уходящая натура // Человек. 2001. №1. С. 9–16.

Кьеркегор С. Болезнь к смерти. М.: Изд-во Политической литературы, 1990. 160 с.

Маркузе Г. Одномерный человек // Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 251–515.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 526.

Делёз Ж. Ницше / Пер. с франц., посл. и коммент. С. Л. Фокина. СПб.: Axioma, 2001. 184 с.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Культурная Революция, 2007. 432 с.

Ортега и Гассет Х. Восстание масс // Избранные труды. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. 704 с.

Розанова А. А. Сущностные изменения современного человека как основная причина культурно-цивилизационого кризиса // Научный журнал Сервис Plus. 2013. №1. С. 38–43.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

Сидоренко И. Н. Насилие как деструкция природы человека в философии Э. Фромма // Труды БГТУ. Сер. История, философия, филология. 2015. №5. С. 109–112.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. Минск: ООО Попурри, 1999. 635 с.

Фромм Э. Человеческая ситуация — ключ к гуманистическому психоанализу // Искусство любить. СПб.: Азбука, 2000. 221 с.

Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков: «Фолио», 2003. 503 с.

Хоружий С. С. Кризис европейского человека и ресурсы христианской антропологии // Церковь и время. 2006. №34. [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/journal_article/262351.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. 667 с.

Юдин Б. Г. Еще раз о перспективах человека // Человек. 2004. №4. С. 46–49.

Загрузки

Опубликован

2022-05-15

Как цитировать

Тихоновскова, М. П. . (2022). АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА: СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(2), 273-280. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-2-273-280

Выпуск

Раздел

Философская инноватика