ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Авторы

  • Лидия Ильинична Щербакова Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-3-81-90

Ключевые слова:

студенчество, технологическое предпринимательство, научное творчество, предпринимательский потенциал, региональный рынок труда

Аннотация

Цель исследования — выявить институциональные и социокультурные условия, инновационные научно-образовательные практики реализации новой функции университета — подготовку кадрового потенциала для технологического предпринимательства и наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса Южного региона в ответ на общественный запрос. Технический университет рассмотрен как целостный социокультурный комплекс, экосистема, включающая инфраструктуру, регулятивные методы и технологии, обеспечивающие формирование социально-профессиональной структуры трудовых ресурсов для технологического предпринимательства.

Методология исследования опирается на интегральные теории, сочетающие структурные, институциональные и социокультурные подходы, предполагающие рассматривать молодых технологических предпринимателей в качестве особой социоструктурной группы студенческой молодежи, накапливающей свой профессиональный потенциал в процессе научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузе и специфическим образом конструирующей модели профессионального роста и интеграции в сферу технологического предпринимательства. Принципы неоклассической парадигмы социологических исследований позволили выделить социокультурные аспекты формирования социально-профессионального портрета молодых предпринимателей, использовать теорию диспозиционной структуры личности для выявления места предпринимательства в системе ценностных ориентаций студентов, их базовые установки, связанные со смыслами и целями жизнедеятельности.

Методы исследования: контент-анализ сайта университета и нормативных документов, вторичная обработка социологических данных и статистической информации.

Результаты исследования. Конкретизированы внутренние и внешние факторы институциональной среды, формирующие мотивацию к предпринимательской деятельности и детерминирующие гарантированное трудоустройство и успешность интеграции выпускников в сферу технологического предпринимательства Южного региона. Рассмотрены особенности социокультурного дискурса изучения личностных особенностей творческих студентов, их предпринимательских установок и навыков.

Перспектива исследования предполагают разработку механизмов социального управления в сфере технологического предпринимательства на основе использования технологий критического мышления и гуманитарных методов. сферу предпринимательства.

Библиографические ссылки

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Наука, 1984. С. 200–201.

Волков Ю. Г. Концептуальные основы исследования новых социальных лифтов в российских регионах // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. №1. С. 67–82.

Вольчик В. В. Институциональные изменения структуры российской сферы образования и адаптивное экономическое поведение (на примере Ростовской области): монография. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2017. 212 с.

Вызовы пандемии и стратегическая повестка дня для общества и государства: социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2021 году: монография / В. К. Левашов и др. Oтв. ред. В. К. Левашов, Г. В. Осипов, С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская. ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 558 с.

Друкер П. Бизнес и инновации / Пер. с англ. и ред. К. С. Головинского. М.: Вильямс, 2007. 423 с.

Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А. В. Гофмана. М.: Наука, 1990. С. 405.

Городецкая С. В., Дрондин А. Л. Цифровая трансформация и качество высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. №1(54). С. 367–373.

Зайцева А. А., Верещагина А. В. Социальное поведение студенческой молодежи в региональных сообществах на Юге России: ментальные программы и социальные практики (на материалах Ростовской области и Республики Крым). Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2021. 212 с.

Заславская Т. И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного 191 трансформационного процесса / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2001. С. 3–16.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. №4. C. 164–186.

Lubsky A. V. Social behavior of students in higher education (based on the results of a sociological study in the Rostov Region, Russia) / A. V. Lubsky, A. A. Zaytseva // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8. №10. P. 4529–4535.

Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе / Отв. ред. А. В. Лубский. М.: Социально-гуманитарные знания, 2017. 396 с.

Тощенко Ж. Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. №1(381). С. 9.

Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

Ядов В. А. Современная теоретическая социология как как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Интерсоцис, 2009. 138 с.

Опубликован

2022-08-06

Как цитировать

Щербакова, Л. И. . (2022). ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(3), 81–90. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-3-81-90

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология