ФРАКТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИСКУССТВА И СОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ

Авторы

  • Елена Витальевна Поликарпова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
  • Виталий Семенович Поликарпов Южный федеральный университет
  • Ирина Вячеславовна Крылова Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков, Геленджик

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-3-249-264

Ключевые слова:

искусство, фрактальный подход, ментальная война, социализация, сознание, мораль, методология, ментальность, ценностная установка, дудлинг, молодёжь

Аннотация

Цель статьи заключается в выяснении значения фрактального подхода в раскрытии механизмов воздействия искусства, особенно цифрового (мультимедийного), на сознание молодёжи. В настоящее время происходит эстетизация многих сфер жизни общества, прежде всего это касается системы образования. Данное обстоятельство актуализирует проблему влияния искусства на изменение сознания молодежи в процессе ее социализации.

Методология. Нами используются методы философского анализа, положения о диалектической неисчерпаемости мозга и сознания человека с целью выявления механизмов воздействия искусства на сознание молодёжи, определенных ментальных моделей и формирования соответствующих ценностных установок. В качестве теоретико-методологической базы используется категориальный аппарат социальной философии, фрактальный подход как ключевая концепция синергетической парадигмы, которая лежит в основании новой фрактальной педагогики.

Результаты исследования. В результате нами впервые в философской и педагогической литературе показана роль фрактального подхода в качестве методологического и логического объяснения значимости искусства, пронизывающего все сферы деятельности человека, в формировании сознания молодёжи. Значимость фрактального подхода в решении проблемы воздействия искусства на сознание человека, в том числе и души молодого человека, обусловлена тем, что социоприродная реальность носит «шероховатый», фрактальный характер, что произведение искусства, которое содержит в себе весь мир, всю скрытую гармонию и связь человека с обществом и природой, является по своей природе фрактальным, что вся психика человека как «микрокосм», выражающий в себе «макрокосм», тоже фрактальна.

Перспективы исследования. Именно исследуемые с позиции фрактальной методологии механизмы воздействия искусства на формирование моделей мира, на генезис ментальных моделей в ландшафте души молодого человека позволяют выявить в перспективе значимость исцеляющей и корректирующей в случае психопатологии функции искусства, обеспечения «безопасности пространства» сознания молодого человека, формирования традиционных ценностных установок, моделей отечественной ментальности и развития творческого потенциала личности.

Библиографические ссылки

Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. М.: «Когнито-Центр», 2006. 224 с.

Баксанский О. Е. Конвергентная нано-, био-, инфо-, когнитивная парадигма, трансдисциплинарность и современное образование // Биомедицинская радиоэлектроника. 2017. №3. С. 71–76.

Балановский В., Подъяконов В. Специфические особенности оценки уязвимости общественной безопасности в условиях «управляемого хаоса» // Системы безопасности. 2021. Апрель-май. С. 8–9.

Беленицкая О. Интервью с академиком К. В. Анохиным. Мыслящая гиперсеть // В мире науки. 2021. №5/6. С. 32–41.

Бранский В. П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 2000. 704 с.

Браун С. Креативные каракули. Минск: Попурри, 2021. 320 с.

Выготский Л. С. Психология искусства. М.: АСТ, 2019. 480 с.

Грек А. Виртуальная нереальность // Популярная механика. 2020. Июнь-август. С. 44–49.

Дворяткина С. Н., Щербатых С. В. Концептуальные положения фрактального развития вероятностного мышления в обучении математике и инструменты их реализации // Перспективы науки и образования. 2020. №2(44). С. 195–2009.

Еськов В. М., Еськов В. В., Джумагалиева Л. Б., Гудкова С. В. Медицина и теория хаоса в описании единичного и случайного // Вестник новых медицинских технологий. 2014. Т. 21. №3. С. 28–34.

Еськов В. М., Хадарцев А. А., Еськов В. В., Гавриленко Т. В., Филатов М. А. Complexity — особый тип биомедицинских и социальных систем // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. XX. №1. С. 17–22.

Заостровцев А. Институциональная конкуренция и столкновение цивилизаций в процессе модернизации // Экономическая политика. 2019. Т. 14. №5. С. 150–171.

Звонков А. К. Теория детских рисунков [Электронный ресурс] // Кафедра им. Габриэля Ламе. Санкт-Петербургская лаборатория им. Чебышева. Сентябрь-ноябрь 2014 г. URL: www.lektorium.tv.

Ильницкий А. Ментальная война и будущее России // Еженедельник «Звезда». 21.04.2021.

История искусства: художники, памятники, стили. М.: Астрель, АСТ, 2006. 393 с.

История Красоты / Под ред. У. Эко. М.: СЛОВО/SLOVO, 2005. 440 с.

История мирового искусства. М.: БММ АО, 2006. 718 с.

Колмогоров. Юбилейное издание в 3-х книгах. Книга 1. Истина — благо. М.: Физматлит, 2003. 400 с.

Костина В. Общество потребления и ценности российской цивилизации // Знание. Понимание. Умение. 2016. №4. С. 45–55.

Крамар М. Электротеатр // Harper’s Baazar ART. 2016/2017. Специальный выпуск. С. 177.

Кулка И. Психология искусства. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2019. 556 с.

Маджуга А. Г. Концептуально-теоретические основы фрактальной педагогики как новой области социально-гуманитарного знания // Научный диалог. 2015. №12(48). С. 450–459.

Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Исследование креативности в структуре когнитивного развития в гетерохронной подростковой среде // Перспективы Науки и Образования. 2014. №4(10). С. 115–126.

Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. М.: Мир, 1993. 176 с.

Петрановская Л. В. Кое-что о воспитании детей. М.: АСТ, 2020. 512 с.

Поликарпов В. С. Поликарпова В. А., Пономаренко Е. Г. Искусство, религия и природа человека. Ростов н/Д: Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Ростовском государственном университете, 1994. 93 с.

Поликарпов В. С., Обуховец В. А. Философия фрактального мира. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 100 с.

Попов Н. В. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественной мысли: экономические и социальные перемены. 2018. №4. С. 309–323.

Постригай А. Большое искусство детям: от барокко до Ван Гога. М.: АСТ, 2021. 208 c.

Пропп В. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Питер, 2020. 560 с.

Рязанцев И. П., Подлесная М. А., Богдан И. В. Универсализм ценностей студенческой молодёжи и развитие российского общества // Вестник РУДН. Серия: социология. 2021. Т. 21. №1. С. 97–109.

Фронтизи К. История изобразительного искусства. М.: БММ АО, 2005. 516 с.

Черниговская Т. В. Нейронаука в поисках смыслов: мозг как барокко? // Вопросы философии. 2021. №1. С. 17–26.

Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Академический проект, 2004. 384 с.

Daumas F. Od Narmera do Kleopatry. Cywilizacja Starozytnego Egipta. W-wa: PWN, 1973. 483 s.

Fuchs T. Ecologies of Youth Art Apprenticeship // Anderson D., Cosson A. D., McIntosh L. (eds.) Research Informing the Practice of Museum Educators. SensePublishers, Rotterdam. 2015.

Juul K. D. The role of the arts in group care work with children and youth: A European perspective // Child Youth Care Forum. 1989. Vol. 18. P. 193–208.

Kahn J. P., Cohen R. F., Tubiana A. et al. Influence of coping strategies on the efficacy of YAM (Youth Aware of Mental Health): a universal school-based suicide preventive program // Eur Child Adolesc Psychiatry. 2020. Vol. 29. P. 1671–1681.

Luhmann N. Art as a Social System (originally published in German in 1995 under the title Die Kunst der Gesellshaft) / Transl. by E. M. Knodt. Standford, California: Standford University Press, 2000. 422 p.

Polikarpov V. S., Polikarpova V. A., Polikarpova E. V. Sociocultural Factories of Human Surviving under the conditions of the Leningrad Blockade. // Cardiometry. 2017. Vol. 11. P. 102–107.

Prodan M. Sztuka chinska. Wprowadzenie. W-wa: PWN, 1975. 198 s.

Sobeski M. Sztuka egzotycna. W-wa: Arkady, 1971. 518 s.

Wright R., John L., Alaggia R. et al. Community-based Arts Program for Youth in Low-Income Communities: A Multi-Method Evaluation // Child Adolesc Soc Work. 2006. №23. P. 635–652.

Young J. Z. Programy mozgu. W-wa: PWN, 1984. P. 420.

Загрузки

Опубликован

2022-08-06

Как цитировать

Поликарпова, Е. В. ., Поликарпов, В. С. ., & Крылова, И. В. . (2022). ФРАКТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИСКУССТВА И СОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(3), 249–264. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-3-249-264

Выпуск

Раздел

Философская инноватика