АКАДЕМИЗМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Авторы

  • Александр Константинович Дегтярев Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-5-15-27

Ключевые слова:

академизм, высшая школа, традиция, фундаментальные науки, классическая наука, постнеклассическая наука, субъекты высшего образования, человек творческий

Аннотация

Цель исследования. Представленная статья посвящена актуальной проблеме высшей школы. Академизм отечественного высшего образования определяется традицией фундаментализма, идеалом «Университета». В то же время академизм в современных условиях характеризуется бифуркационным состоянием высшей школы и выбором оптимальной системы развития. Государственная политика в сфере образования акцентирует внимание на стратегию академизма, благодаря которой ожидается эффект перехода системы высшей школы на достижение технологического суверенитета страны на основе включения внутреннего творческого потенциала вузов.

Методология исследования. Реализуя заявленную цель исследования, автор опирается на субстанциональный и феноменальный подходы в анализе академизма высшей школы.

Результат исследования состоит в том, что академизм выступает в качестве вектора развития высшей школы, являясь при этом культурно-историческим явлением, которое в настоящее время выражает конвергенция классического и постнеклассического образования. В то же время актором академизма становится человек творческий как субъект коллективного действия, который способен продолжать исторически развивать академизм высшей школы.

Перспектива исследования заключаются в использовании данной работы для дальнейшего анализа академизма высшей школы в пространстве отечественного высшего образования.

Библиографические ссылки

Алиева Н. З. Естественнонаучное образование в контексте постнеклассческой науки: монография. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. 291 с.

Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 704 с.

Ильин В. В. Теория познания. Критика инструментального разума. Speciosa Miracula: тотальный мировейник: монография. М.: Проспект, 2020. 160 с.

История науки в философском контексте. Посвящается памяти Владимира Ивановича Кузнецова (1915–2005): сборник статей. СПб.: РХГА, 2007. 589 с.

Очерки по философии образования. Учебное пособие / О. В. Долженко. М.: Промо-Медиа, 1995. 240 с.

Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. 640 с.

Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 640 с.

Сорокина Н. Д. Образование в современном мире (социологический анализ): монография. М.: Экономика и финансы, 2004. 224 с.

Социальная эпистемология: идеи, методы, программы / Под ред. И. Т. Касавина. М.: Канон+; Реабилитация, 2010. 712 с.

Социальное мышление и деятельность: влияние новых интеллектуальных технологий / Труды Института системного анализа Российской академии наук. М.: Едиториал УРСС, 2004. 464 с.

Тернер Ф. М. Европейская интеллектуальная история от Руссо до Ницше / Под ред. Р. Лофтхауса; пер. с англ. Т. О. Новиковой. М.: Кучково поле, 2016. 384 с.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под ред. Е. Л. Варановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

Философия науки и техники: учебное пособие. М.: Контакт-Альфа, 1995. 384 с.

Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003. 232 с.

Загрузки

Опубликован

2022-11-07

Как цитировать

Дегтярев, А. К. (2022). АКАДЕМИЗМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(5), 15–27. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-5-15-27

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология