СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТОРОННИКА ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-5-55-65Ключевые слова:
высшее образование, онлайн-обучение, трансакционные издержки, студенты, качество образования, ресурсы обученияАннотация
Цель исследования. Актуальность исследования обуславливается изменением представлений российского студенчества об эффективности образовательной деятельности в условиях онлайн-обучения. Цель статьи определена как формирование социального портрета сторонника онлайн-обучения.
Методология и методы. Основу методологии составляет неоинституциональный подход Д. Норта, в опоре на который осуществляется измерение трансакционных издержек, их достаточность для получения качественного в соответствии с субъективными представлениями социальных акторов высшего образования. Эмпирическое исследование проводилось в сентябре-ноябре 2021 года. Выборочная совокупность составила 2793 респондента.
Результаты исследования. Автор статьи пришел к выводу, что сторонник онлайн-обучения убежден в способности этой формы высшего образования обеспечивать надлежащее качество образовательного процесса. В связи с этим он не готов платить высокие трансакционные издержки за аудиторно-контактное образование, которое предполагает расход значительно большего объема временных, материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других видов ресурсов. Эта идея подкрепляется готовностью к минимизации социальных контактов, работе в сетевых сообществах, высокой мотивированностью на обучение, убежденностью в собственной способности отслеживать качество получаемого образования.
Библиографические ссылки
Дятлов А. В. Институциональные условия функционирования онлайн-образования в России // Материалы Международной научной конференции «Образование и молодежь в условиях цифровой экономики будущего». Новочеркасск: ООО Лик, 2021. С. 22–26.
Ибодова С. К. Онлайн-обучение в условиях пандемии: проблемы и перспективы // Аллея науки. 2020. №7. С. 820–826.
Иванова А. Д., Муругова О. В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей // Открытое образование. 2020. №24(2). С. 4–16.
Ковалев В. В., Дятлов А. В., Воденко К. В. Оценка качества онлайн-образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2020. №13(3). С. 6–14.
Ковалев В. В., Касьянов В. В., Манучарян А. К. Онлайн-образование в высшей школе России: фактор разрушения или источник развития? // Гуманитарий Юга России. 2020. №9(3). С. 72–91.