МЕНЕДЖЕРИЗМ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-101-109Аннотация
Целью исследования является социологический взгляд на индустрию дополнительного образования в школе, а именно поиск в этом социальном институте практик менеджеризма, а также обнаружение причин реализации в дополнительном образовании, особенно в начальной школе, и к чему развитие этой учебной деятельности в перспективе может привести институт школьного образования в целом.
Методологической базой исследования является методологический конструкт А. В. Дятлова, В. В. Ковалева и Я. М. Асланова для обнаружения в муниципальном управлении элементов менеджеристских практик и идеологии, примененной к сфере дополнительного школьного образования.
Результаты исследования. В ходе обзорного исследования были выявлены признаки менеджеризации дополнительного общего образования, которые наиболее ярко выражены в доминировании компетентностного подхода в школьном образовании вообще, а также ограниченными возможностями самофинансирования школ (т. е. во многом дополнительное образование платного характера представляет собой один из немногих инструментов дополнительных поступлений в школьный бюджет). Тем не менее определены положительные стороны усиления роли дополнительного образования в виду менеджеризации управления школьным обучением, в том числе дополнительного образования, направленного на начальную школу.
Перспективы исследования заключаются в увеличении эмпирической базы последующего изучения наличия менеджеристских практик в дополнительном школьном образовании, их влияния на качество школьного учебного процесса в целом и отношения различных заинтересованных групп к происходящим изменениям в образовательной деятельности.
Библиографические ссылки
Амбарова П. А., Зборовский Г. Е., Захарова Л. Р. Дополнительное образование как ресурс преодоления образовательной неуспешности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №5. С. 114–123.
Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др.; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 277 с.
Дятлов А. В., Ковалев В. В., Асланов Я. М. Методологический конструкт исследования менеджеристских инструментов обеспечения эффективности муниципального управления // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2021. №4. С. 23–35.
Кондратенко Н. А. Подготовка к непрерывному образованию в системе «школа — вуз» // Молодой ученый. 2009. №11. С. 243–245.
Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Развитие социальной компетентности обучающихся средствами дополнительного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. №11. С. 135–141.
Поличка Н. П. Дополнительное образование детей: правовые проблемы и пути их решения // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. №2. С. 171–186.
Собкин В. С., Калашникова Е. А. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2018. №1. С. 63–76.
Яковлева И. А. Потенциал дополнительного образования в развитии социальных компетенций детей и молодежи // Социология. 2013. №3. С. 125–133.
Hardy I. «Managing» Managerialism: the impact of educational auditing on an academic «specialist» school // European Educational Research Journal. 2012. №11. Р. 274–289.
Henderson B. Outdoor Adventure Education in Canada: Seeking The Country Way Back In // Canadian Journal of Environmental Education. Spring 2001. №6. P. 227–242.