СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕРРИТОРИЙ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Авторы

  • Ксения Эльдаровна Гусейнова Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-121-133

Ключевые слова:

социальное пространство, региональное неравенство, социальное региональное неравенство, массовый опрос, региональная повестка, регионы, территории, стратегические решения

Аннотация

Актуальность. В статье анализируется специфика термина «социальное пространство», которое, будучи социологической категорией, может формироваться и изменяться под влиянием различных факторов. В качестве акторов пространства мы будем рассматривать органы власти и управления, а также население. Одним из факторов, влияющих на организацию такого пространства, является региональная повестка, поскольку анализ событий, происходящих в регионах, может многое рассказать о характере и стиле управления его правительства, а также выявить факторы неравенства территорий.
Научная проблема заключается в том, что различные социально-политические события способны изменить форму социального пространства, расширить и сузить его границы. Неспособность региональных органов власти эффективно решать актуальное проблемы общества может привести к росту дистанции между участниками пространства, что в свою очередь может привести к непониманию общих целей и рассогласованию действий властей и отклика населения на их управленческие решения, а также к увеличению роста региональных неравенств.
Методология. Данные, представленные в статье, были получены в результате применения метода контент-анализа основных социально-политических событий в четырех регионах РФ. События региональной повестки были отобраны Фондом «Петербургская политика» и закодированы автором в соответствии с типологией социальных проблем, представленных в массовом опросе по гранту РНФ (№19-18-00345). Исследование проводилось научным коллективом Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии (далее — ЦСУиСТ) ФНИСЦ РАН (2019–2021 гг.). Далее был проведен сравнительный анализ полученных данных с результатами регионального опроса.
Научные результаты. В статье представлены процентные показатели положительных и негативных событий, которые происходили в регионах России непосредственно в момент проведения в них массового опроса населения. Проведён контент-анализ региональных событий, происходящих в регионах в момент проведения опроса, а также в первые месяцы 2022 года.
Выводы. В результате проведённого анализа сделано предположение о том, насколько действия региональных органов власти в процессе решения тех или иных проблем влияют на социальное пространство регионов. В тексте также дана оценка того, как население, будучи одним из акторов такого пространства, относится к решению имеющихся в регионе проблем.

Библиографические ссылки

Адамьянц Т. З. Социальная коммуникация. М.: ИС РАН, 2005. 158 с.

Бурдье П. Социология политики: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М.: SocioLogos, 1993. 333 с.

Вахштайн В. С. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. №4. С. 104–118.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. 258 с.

Гусев А. Н. Категория социальной дистанции в творчестве Г. Зиммеля // Социологические исследования. 2009. №4. С. 123–130.

Гусейнова К. Э. Оценка работы органов власти в организации социально-коммуникативного пространства в регионах России // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2021. №6(37). С. 38–50.

Гусейнова К. Э. Проблема организации коммуникативного пространства российских регионов в условиях реализации национального проекта «Наука» // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. №4. С. 169–183.

Дридзе Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 1. М.: Издательство Института социологии РАН, 2000. 156 с.

Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. №3. С. 145–152.

Лапин Н. И., Беляева Л. А. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте. М.: Academia, 2009. 806 с.

Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность / Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542 с.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 377 с.

Lechner F. J. Simmel on social space // Georg Simmel. Critical Assessments / Ed. by D. Frisby. N. Y.: Rutledge, 1994. Vol. 3. P. 96–101.

Werlen B. Society, action and space. An alternative human geography. L.; N. Y.: Rutledge, 1993. P. 168–171.

Загрузки

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Гусейнова, К. Э. (2022). СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕРРИТОРИЙ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(6), 121–133. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-121-133

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология