УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ: ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-172-180Ключевые слова:
университет, социальное партнерство, профессиональная социализация, работодатель, государство, производственная практикаАннотация
Цель исследования состоит в том, чтобы определить и систематизировать предметные поля, сложившиеся вокруг социологического дискурса по вопросу участия российских университетов в социальном партнерстве.
Методологическая база исследования основывается на федеральном законодательстве, регулирующем участие российских университетов в социальном партнерстве, общенаучных методах анализа и синтеза, а также компаративистском методе.
Результаты исследования. На основе анализа мнений и сконструированных подходов выделены три основные модели, сложившиеся в эмпирических практиках становления социального партнерства с участием университетов: внутриуниверситетское партнерство, соглашения о сотрудничестве между университетом и работодателем, партнерское взаимодействие между университетами, работодателем и государством. Первая модель представлена в форме коллаборации преподавателей, администрации вуза и студентов. Вторая модель выстраивается через взаимодействие вузов и работодателей. Ее содержательные границы локализуются поиском со стороны указанных акторов совместных интересов при организации производственных практик. Ее видовое разнообразие определяется многообразием профессионального обучения. Третья модель представлена в виде схемы «университет — работодатель — государство». В настоящее время это обязательная институциональная практика, которая заложена нормативными актами государства.
Перспективы дальнейших исследований автор видит в проведении эмпирических исследований, направленных на изучение причин, препятствующих профессиональной социализации студентов технических вузов в условиях социального партнерства с работодателем и государством.
Библиографические ссылки
Борисова А. А. История становления социального партнерства в сфере труда // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2022. №3. С. 9–17.
Грачева Ю. В. Социальное партнерство университета и студентов как фактор профессионального самоопределения выпускников высшей школы // Учитель и время. 2014. №9. С. 25–32.
Барышникова О. О. Модернизация ка-дровой политики вуза: социальное партнерство при разработке комплекса мер, направленных на омоложение кадров // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. №11. С. 106–109.
Барышникова О. О. Социальное партнерство в условиях модернизации образdательного процесса в техническом университете // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. №11. С. 19–22.
Клюев А. К. Университеты и бизнес: перспективы развития диффузных структур и процессов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №22. С. 72–80.
Козырева Е. А., Хоронько Л. Я. Социальное партнерство как условие развития регионального университетского комплекса [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. №4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN418.
Левицкая И. А. Социально-экономический механизм сетевого партнерства в образовании с участием некоммерческих организаций // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. 2019. №12. С. 46–50.
Чжао Д. Проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества КНР и России в сфере высшего образования в условиях вызовов глобализации // Caucasian Science Bridge. 2019. №2. С. 10–16.
Гаврилов П. С. Международное образовательное сотрудничество: современные тренды и перспективы развития // Caucasian Science Bridge. 2022. №1. С. 54–56.
Пенин Г. Н. Социальное партнерство как фактор развития высшей школы // Научное мнение. 2014. №11. С. 53–56.
Базадзе Н. Г., Касьянова М. К. Об опыте и перспективах развития социального партнерства корпораций оборонного комплекса с национальными исследовательскими университетами // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. №1. С. 169–173.
Давыденко Т. М., Гущина Т. Ю., Пересыпкин А. П. Инновационные грани социального партнерства «вуз работодатель»: от учебных практик к проектной интеграции // Инновации. 2012. №4. С. 45–49.
Коноплянский Д. А. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза в процессе обучения: роль государственно-частного партнерства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. №33-1. С. 182–188.
Шевчук Е. В. Государственно-частное партнерство как институт модернизации сферы образовательных услуг: международный и отечественный опыт: дис. … канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2011. 190 с.
Тихонова А. Д. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования // Инновационная наука. 2016. №9. С. 196–198.
Дмитриева Е. А. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. экон. наук. Москва, 2012. 23 с.