ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА С УЧЁТОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Авторы

  • Алик Хожахметович Мамадиев Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова
  • Людмила Георгиевна Долматова Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А. К. Кортунова (филиал), Донской государственный аграрный университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-253-260

Ключевые слова:

маркетинговая деятельность, рынок, управление, товары, стратегия, ситуационной анализ, предприятие, товарная продукция, аграрная сфера

Аннотация

Целью исследования является анализ основных аспектов маркетинговой деятельности предприятий в аграрной сфере производства с учётом экономических особенностей их функционирования. В статье раскрывается взаимосвязь цены и спроса на продукцию, необходимость проведения ситуационного анализа с учётом изучения всей информации по рыночной инфраструктуре. Рассмотрены основы маркетинговой деятельности малых форм хозяйствования в современных рыночных условиях, прогнозирование рынка и стратегия маркетинга пригородных овощеводческих сельскохозяйственных предприятий. Проанализированы факторы рыночной среды, способствующие эффективной деятельности хозяйств аграрной сферы производства.

Методологическую базу исследования представляют базисные положения в области маркетинговой деятельности предприятий аграрной сферы производства, особенно при изучении вопросов прогнозирования рынков сбыта, описания маркетинговых стратегий деятельности предприятия при различных вариантах, способов и инструментов реализации маркетинговых действий. Теоретико-методологической базой исследования стали фундаментальные положения маркетинга как аналитического подхода и управленческой практики в период адаптации производственной деятельности аграрного предприятия к рыночным изменениям. При проведении исследования применялись методы экономического и системного анализа: абстрактно-логический, монографический, причинно-следственный и метод логических взаимосвязей.

Результаты исследования. В результате всестороннего анализа маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий была установлена необходимость в изучении рынков сбыта произведённой продукции, соотношения цены и спроса, проведения ситуационного анализа, зависящего от природно-экономических условий функционирования хозяйств и специфических особенностей сельскохозяйственного производства. Был проведён анализ функционирования малых предприятий овощеводческой специализации как наиболее распространённой и прибыльной в пригородной зоне. Изучены направления развития стратегии маркетинга в данных условиях и выбор вариантов экономической деятельности с учётом максимума прибыли и минимизации затрат.

 

Перспективы исследования заключаются в более широком применении всех аспектов маркетинговой деятельности при планировании и прогнозировании развития основных производств сельскохозяйственных предприятий в современной рыночной экономике. Для достижения хозяйствами наибольшей прибыли при минимальных затратах важно учитывать все составляющие рыночной инфраструктуры, просчитывать максимум вариантов, способов и подходов при разработке стратегии и плана маркетинга.

Библиографические ссылки

Авакян С. А. Формирование системы маркетингового обеспечения устойчивости бизнес-проектов агропредприятий. Ростов н/Д: Издательство РИНХ, 2021. 272 с.

Бойков В. Маркетинговая политика // Управление корпоративными финансами. 2014. №3. С. 45–49.

Долматова Л. Г. Анализ использования сбалансированной системы показателей при оценке и планировании деятельности предприятия // Математическая экономика и экономическая информатика. Научные чтения памяти В. А. Кардаша: Материалы III Международной науч.-практ. конференции (Новочеркасск, 22–23 октября 2020 г.) / Новочеркасский инженерно-мелиоративный институтт Донской ГАУ. Новочеркасск, 2020. С. 177–180.

Долматова Л. Г. Прогнозирование хозяйственной деятельности и эффективности использования земельно-ресурсного потенциала в фермерском секторе АПК // Engineering Studies. Taylor & Francis, 2017. Issue 3(2). Vol. 9. P. 481–486.

Камилов М. К. Маркетинг на предприятиях АПК и проблемы его развития / М. К. Камилов, П. Д. Камилова, З. М. Камилова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. №6. С. 27–35.

Карташов Ф. Н. Развитие маркетинговой деятельности на предприятиях сельского хозяйства [Электронный ресурс] / Ф. Н. Карташов, О. И. Егорцев. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2010-4-APK/PDF/Egortseva.pdf (дата обращения: 03.12.2022).

Халина Е. В. Развитие концепции устойчивого развития в российской экономике и маркетинге // Проблемы современной экономики. 2016. №4(60). С. 116–120.

Bojnec S. Restructuring and marketing strategies at macro and micro levels: The case of Slovenia // Europe — Asia Studies. 2000. №52(7). P. 1331–1348.

Christofi M. Marketing research on mergers and acquisitions: a systematic review and future directions / M. Christofi, E. Leonidou, D. Vrontis // International Marketing Review. 2017. №34(5). P. 629–651.

Загрузки

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Мамадиев, А. Х., & Долматова, Л. Г. (2022). ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА С УЧЁТОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 15(6), 253–260. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-6-253-260

Выпуск

Раздел

Экономика и управление