ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ВУЗА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-84-92Ключевые слова:
структурное подразделение вуза, рейтинг, конкуренция в сфере высшего образования, научная деятельность, управлениеАннотация
Статья посвящена исследованию организации деятельности структурного подразделения университета на примере Российского университета дружбы народов.
Целью анализа явилось описание принципов построения долгосрочной программы развития университета с опорой на основное структурное подразделение вуза — кафедру — в условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг и стремления роста в глобальных рейтингах университетов мира.
Методологическую базу исследования составляют базисные аспекты концепции устойчивого развития. Было проведено самообследование деятельности вуза по ключевым индикаторам в следующих направлениях: организационная, учебная, научная, воспитательная деятельность. Полученные итоги были рассмотрены с точки зрения их связи с деятельностью кафедр университета. На организационном уровне описаны направления деятельности: управление планированием, расстановкой, мотивацией и эффективностью деятельности персонала. Особое внимание уделено таким аспектам работы кафедр, как вовлечение студентов-бакалавров, магистров и аспирантов в научную деятельность кафедры, возрастание публикационной активности сотрудников, интернационализация как характеристика современного высшего образования, а также работа над созданием и развитием корпоративной культуры вуза и имиджа кафедры, в том числе связь имиджа структурного подразделения с таким явлением университетской науки, как феномен научной школы университета.
Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что основные аспекты долгосрочной политики устойчивого развития вуза реализуются на уровне структурного подразделения университета.
Перспективы исследования заключаются в создании алгоритма построения программы устойчивого развития на уровне структурных подразделений вузов.
Библиографические ссылки
Белановская Ю. Е., Миронова А. В. Реализация ребрендинга в Российском университете дружбы народов на примере телекоммуникационного учебно-информационного сервиса (ТУИС) // Альманах мировой науки. 2017. №3-2(18). С. 33–36.
Ветчанова О. В. Имидж организации: стратегия формирования // Справочник руководитель учреждения культуры. 2013. №6. С. 35–45.
Иванова Т. Б., Журавлёва Е. А. Эффективная корпоративная культура как средство выживания предприятия в условиях кризиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2009. №4. С. 118–122.
Карикова А. С. Стратегия формирования бренда университета в современном образовательном пространстве // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020. №11(4). С. 420–429.
Колычев В. Д., Буданов Н. А. Вовлеченность студентов и НПР как показатель оценки корпоративной культуры и инструмент формирования кадрового резерва вуза // Высшее образование в России. 2022. №31(2). С. 42–57.
Кошевой О. С. Оценка научной деятельности кафедр вуза на основе рейтинга профессорско-преподавательского состава // Экономика. Профессия. Бизнес. 2022. №1. С. 56–62.
Митрофанова Т. Ю. Бренд как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. №2. С. 117–123.
Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект-Пресс, 2002. 224 c.
Речинский А. В., Черненькая Л. В., Магер В. Е., Матвеева Е. В., Черненький А. В. Разработка методики расчета показателей эффективности деятельности университета и его структурных подразделений // Современные технологии управления. 2015. №6 (54). С. 46–54.
Симонова И. Ф. Интерактивные методы в рамках программы формирования имиджа // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. №200. С. 302–308.
Туранина Н. А., Малышева М. С. Имиджевая политика как отражение уровня корпоративной культуры кафедры современного вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. №5. С. 510–515.
Эбзеева Ю. Н. Грантовая поддержка как фактор развития научных исследований в российских университетах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. №19(1). С. 146–157.