ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Авторы

  • Анна Александровна Залевская Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-219-227

Аннотация

Цель исследования. Целью данной статьи является социально-философское осмысление условий и факторов формирования профессиональной субъектности личности в условиях цифровизации общества.

Методологическая база исследования. В статье рассматривается разнообразие точек зрения и исследовательских позиций относительно реалий и перспектив цифрового общества как социальной среды развития профессиональной субъектности личности с акцентом на необходимости создания оптимальных условий сосуществования человека и «цифры» как новой среды жизнедеятельности личности.

Результаты исследования. Современная цифровая среда с ее потенциалом и рисками должна быть освоена человеком таким образом, чтобы гуманитарная составляющая профессиональной деятельности не вытеснялась цифровой. На данный момент готовности к условиям осуществления в такой среде в российском обществе не наблюдается. Субъектность — базовое условие эффективной и благоприятно влияющей на духовное и физическое состояние личности профессиональной деятельности. Она поступательно утрачивается на фоне динамично развивающихся цифровых технологий. Ресурсы социально-философского поиска определяются в качестве необходимых для регуляции профессионально-трудовых отношений в современном обществе в координатах стремительного перехода к цифровым практикам.

Перспективы исследования. Цифровая реальность и ее динамичное развитие определяют не только перспективы, но и необходимость глубокой социально-философской рефлексии человеческих ресурсов (социальных, нормативно-правовых, психологических, образовательных, политических и др.) регуляции взаимодействий в условиях развития систем искусственного интеллекта, активно конкурирующих с человеческим.

Библиографические ссылки

Алексеенко И. Н. Определение сущности профессиональной субъектности в социо-философском дискурсе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. №3. С. 127–131.

Богословский В. И., Аниськин В. Н. Роль и место холистичной информационно-образовательной среды на этапе цифровизации процессов обучения и воспитания личности // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. №4(25). С. 305–311.

Великая Т. В. Цифровизация образовательной деятельности в период коронавирусной инфекции // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28. №2. С. 70–80.

Воденко К. В., Боровая Л. В., Ефимов А. В. Российское образование в условиях глобальной информатизации и цифровизации: социально-философский дискурс // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. №3. С. 36–44.

Гребенникова В. М., Новикова Т. В. К вопросу о цифровизации образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. №5. С. 158–165.

Гужавина Т. А. Готовность молодежи к жизнедеятельности в условиях цифровизации // Вопросы территориального развития. 2020. Т. 8. №4. С. 4.

Дунас Д. В. Медиа и социализация: первичная, вторичная или самосоциализация? Опыт изучения медиапотребления «цифровой молодежи» России // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. №78. С. 200–224.

Елькина Е. Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. №2. С. 195–203.

Касавина Н. А. Человек и техника: амбивалентность электронной культуры // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. №4. С. 129–142.

Клочкова E. Н., Садовникова Н. А. Трансформация образования в условиях цифровизации // Открытое образование. 2019. №23(4). С. 13–22.

Кульчицкая Д. Ю., Филаткина Г. С. Фоновое медиапотребление как часть медиапрактик российской «цифровой молодежи» // Медиаскоп. 2021. №1. С. 8.

Лешкевич Т. Г. Человек-виртуал и передача культурных ценностей поколению эпохи цифры // Вопросы философии. 2022. №3. С. 53–63.

Лубский А. В., Ковалев В. В. От «онлайнизации» высшей школы к онлайн-образованию // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. №2. С. 33–50.

Мешкова Л. Н. Влияние особенностей цифровой среды на социализацию цифрового поколения // Вестник Бурятского государственного университета. 2022. №4. С. 10–21.

Мкртумова А. А. Трансформация роли человека в условиях цифровизации экономики // Креативная экономика. 2019. Т. 13. №6. С. 1163–1168.

Морозов А. В. Субъектность и цифровизация // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1. №4. С. 99–107.

Никитина Д. О. Социализация молодежи в условиях цифрового общества // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. №5. С. 264–269.

Ницевич В. Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания // Цифровая социология. 2018. Т 1. №1. С. 18–28.

Пак Л. Г. Социализация цифрового поколения студенческой молодежи в архитектонике высшего образования: теоретико-прикладной аспект // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2021. №1(37). С. 190–204.

Радаев В. В. Переход к онлайн-образованию в условиях пандемии: первые итоги // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. №1. С. 6–17.

Румянцева А. Ю., Тарутько О. А. Анализ влияния пандемии на образовательную экосистему // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. №4(68). С. 188–196.

Садовая Е. С. Человек в цифровом обществе: динамика социально-трудовых отношений // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19. №3. С. 6–20.

Саидова Л. И. Цифровая молодежь и роль экологического туризма в преодолении рисков ее социализации // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. №6. С. 141–148.

Самыгин С. И., Верещагина А. В., Кузнецова А. В. Информационные аспекты обеспечения финансовой безопасности российского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т. 3. №11. С. 165–172.

Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. №2. С. 84–88.

Темнова Л. В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: дис. … д-ра. психол. наук. 19.00.13. М., 2001. 322 с.

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 343 с.

Тюкавкин Н. М. Цифровизация образовательных процессов в вузах // Эксперт: теория и практика. 2019. №1(1). С. 35–41.

Филипова И. А. Правовое регулирование труда 2020: смена парадигмы как следствие цифровизации экономики // Юрист. 2018. №11. С. 31–35.

Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. №10(118). С. 46–63.

Шапинская Е. Н. Образование в эпоху «цифры»: учение или развлечение? [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2019. №2. URL: http://cult-cult.ru/education-in-the-digital-age-learning-or-entertainment/.

Шинкаренко Е. А. Первая работа молодежи: желаемые сценарии и реальные практики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. №2(62). С. 18–28.

Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №2(34). С. 38–44.

Загрузки

Опубликован

2023-03-16

Как цитировать

Залевская, А. А. (2023). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(1), 219–227. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-219-227

Выпуск

Раздел

Социальная философия и проблемы культуры