ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИХ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ

Авторы

  • Элена Эмирбековна Эмирбекова Филиал ФГАОУВО «Южный федеральный университет» в г. Махачкале Республики Дагестан
  • Вера Александровна Захарова Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-283-289

Ключевые слова:

экологическое воспитание, экологические ценности, экологическое поведение, сознательно-ответственный тип экоповедения, формально-декларативный тип экоповедения, молодежь, экологические практики, инновационный экологичный технологический уклад

Аннотация

Цель исследования заключается в философском обосновании необходимости органичного сопряжения в целостном социальном конструкте становления творца инновационного экологичного технологического уклада в нашей стране таких его фундаментальных компонентов, как экологическое воспитание и поведение как условия реализации стратегии развития современной России.

Методологическая база исследования представлена диатропикой как гносеологическим комплексом познавательных средств, направленных на обоснование доминации принципа равноценности права на жизнь всех ее форм как системообразующего элемента коэволюционного процесса, фундаментирующего воспитательные и поведенческие факторы формирования личности творца инновационного экологичного технологического уклада.

Результаты исследования заключаются в выявлении на основе философского анализа соотношения моделей экологического воспитания и поведения молодежи с учетом использования материалов авторского социологического исследования в разных административных субъектах Юга России возможностей сопряжения факторов, обусловливающих их интенциональную специфику, а также условия моделирования механизма обеспечения перехода от формально-декларативного типа экологического поведения к сознательно-ответственному типу экологического поведения молодых людей. Аргументируется вывод о целесообразности качественного усиления координации усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества по созданию необходимых условий для самореализации креативного потенциала молодых россиян в формате разнообразных экологических практик, способствующих росту их вклада в решение задачи созидания инновационного экологичного технологического уклада в Российской Федерации.

Перспективы исследования связаны с продолжением концептуального обоснования решения актуальной научной проблемы моделирования перехода институтов государственной власти и гражданского общества в формировании инновационного экологичного технологического уклада в России к акценту на сознательно-ответственный тип экологического поведения его молодых творцов.

Библиографические ссылки

Гирусов Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. 2010. №3(117). С. 6–11.

Захарова В. А. Экологическое поведение современной молодежи: общероссийские и региональные тенденции: монография / Отв. ред. Ю. Г. Волков. М.: РУСАЙНС, 2022. 280 с.

Йонас Г. Принцип ответственности. В поисках этики для технологической цивилизации / Пер. с нем. А. Ермоленко и В. Ермоленко. Киев: Либра, 2001. 400 с. (на укр. яз.).

Лапина З. Г. Экологическое воспитание — творческая индивидуальность будущего / З. Г. Лапина, Чжоу Хун, К. И. Шилин. М.: ГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2002. 256 с.

Левашов В. К. Возникновение и развитие научных представлений об устойчивом развитии // Новая парадигма развития России: Комплексное исследование проблем устойчивого развития. М.: Академия; Издательство МУК, 1999. С. 1–12.

Новая технократическая волна на Западе: сборник. статей; переводы / Сост. и вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. 450 с.

Риски трансформирующейся среды обитания: проблема исследования и управления: монография / Ю. А. Зубок (отв. ред.), В. И. Чупров, И. С. Шаповалов и др. Белгород: Эпицентр, 2016. 208 с.

Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., сост. и предисл. Т. С. Васильевой. М.: Наука, 1997. 351 с.

Стёпин В. С. Культура // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С. 272.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанский. М.: Прогресс, 1992. 572 с.

Яницкий Р. Г. Динамика ценностей российского экологического движения // Полития. 2004. №3. С. 24–42.

Chwialkowska A., Bhatti W. A., Glowik M. The influence of cultural values on pro-environmental behavior // Journal of Cleaner Prodaction. 2020. Vol. 26820. №122305. P. 1–34.

Dewi W., Sawitri D. Undergraduate Students’ Pro-Environmental behavior in Daily Practice // E3S Web of Conferences. 2018. 4 p.

Inglehart R. F. Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006 // West European Politics. 2008. №1–2. P. 130–146.

Nash R. The right of nature. A history of environmental ethics. Madison: The University of Wisconsin Press, 1988. 290 p.

Onwezen M. C., Antonides G., Bartels J. The Norm Activation Model: An exploration of the functions of anticipated pride and guilt in pro-environmental behavior // Journal of Economic Psychology. 2013. Vol. 39. P. 141–153.

Schwartz S. H. Normative influences on altruism // Advances in Experimental Social Psychology. 1977. Vol. 10. №1. P. 221–279.

Stern P. Toward a Coherent Theory of Environmentally Significant Behavior [Electronic resource] // Journal of Social Issues. 2000. Vol. 56. №3. P. 407–424. URL: https://www.researchgate.net/publication/236533664 (date accessed: 18.02.2020).

Walton T. N. Self, Society, and Environment in the 21st Century: The Development and Assessment of an Ecological Identity Scale. University of Tennessee, 2014. 33 p.

Загрузки

Опубликован

2023-03-16

Как цитировать

Эмирбекова, Э. Э., & Захарова, В. А. (2023). ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИХ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(1), 283–289. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-283-289

Выпуск

Раздел

Социальная философия и проблемы культуры