СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ИНОСТРАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МИГРАНТА: ТРАЕКТОРИИ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Авторы

  • Юрий Григорьевич Волков Южный федеральный университет
  • Владимир Иванович Курбатов Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
  • Павел Сергеевич Гаврилов Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-18-34

Ключевые слова:

образовательный мигрант, социальный портрет, адаптация, социализация, социальная дистанция, средовая идентичность, интеграция

Аннотация

Цель статьи — изучить социальный портрет современного иностранного образовательного мигранта в российских вузах, который является обобщенной характеристикой соответствующей социальной группы, что выражается в выявлении наиболее существенных способов восприятия и отображения наличной социальной реальности и находит свое выражение в некоторой системе параметрических черт (статистических, социально-демографических, этно-национальных, социологических) и совокупности характерологических особенностей (социально-психологических и социокультурных свойств) представителей данной социальной группы.

Методология. Характеристики социального портрета современного иностранного образовательного мигранта в российских вузах осуществляются на основе критического анализа, обобщения, систематизации и классификации в формулировке концептуального дискурс-анализа в его трактовке такими исследователями, как как Ван дер Вок, Э. Нагорнажиа, Р. Фолер и К. Харт.

Результаты исследования. Рассмотрение социального портрета современного иностранного образовательного мигранта в российских вузах под углом зрения его интеграции в образовательное пространство учебного заведения связано с такими процессуальными характеристиками, как адаптация к новым условиям, сокращение социальной дистанции и обретение средовой идентичности, которая, во‑первых, является дополнительной идентичностью наряду с их национально-этнической идентичностью, во‑вторых, средовая идентичность является актуальной формой сокращения социальной дистанции и, в‑третьих, она работает как эффективный механизм интеграции иностранного образовательного мигранта не только в образовательную среду вуза, но также города и региона, поскольку средовая идентичность включает в себя элементы социальной идентичности как главные характеристики социального портрета иностранного образовательного мигранта, такие как социально-демографические показатели, элементы социокультурной идентичности в виде осознания включения его в новое социокультурное пространство, элементы городской и региональной идентичности как осмысление принадлежности к соответствующему городскому и региональному сообществу, элементы вузовской идентичности и идентичности приобретаемой профессии.

Перспективы исследования. Результаты могут быть использованы при исследовании особенностей адаптации современного иностранного образовательного мигранта к жизни в принимающем обществе, а также изучении механизмов интеграции иностранного образовательного мигранта не только в образовательную среду вуза, но также города и региона.

Библиографические ссылки

Аванесова Е. Г. Формирование гражданской идентичности: о специфике этнической политики РФ // Гуманитарный научный вестник. 2021. №5. С. 93–98.

Авдонина Д. С., Бочкарёва Ю. В., Булганина С. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах // Современные научные исследования и инновации. 2016. №11(67). С. 784–787.

Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах [Электронный ресурс]. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с. URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/be8/inostrannye_stydenty.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

Арсентьева В. А. Работающий студент: социологический портрет [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 3146–3150. URL: http://e-koncept.ru/2017/970956.htm.

Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография. СПб.: СПГУТД, 2014. 188 c.

Багдасарова А. Б., Попов М. Е. Гражданская и этнокультурная идентичность в образовательном пространстве современной России // Обсерватория культуры. 2007. №5. С. 110–114.

Балицкая И. В. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. 168 с.

Барышева Ю. С., Краснопольская А. П. Трансформация идентичности в условиях социокультурного пространства мегаполиса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. №6(68). С. 108–115.

Бедный А. Б., Ерушкина Л. В. Нижний Новгород глазами иностранных студентов: социологический анализ. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2011. 58 с.

Безкоровайная Л. С. и др. Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации: монография. Томск: Томский политехнический ун-т, 2011. 203 с.

Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. №2(38). С. 108–118.

Богачева Г. Г. Пути формирования гражданской, этнической и социальной идентичности учащихся средствами лингвокраеведения [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Международной науч. конференции (г. Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 109–112. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5269/ (дата обращения: 28.02.2023).

Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2009. №387–388. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0387/analit01.php (дата обращения: 12.04.2018).

Демина А. В. Актуальность изучения образовательных миграций [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. №16(202). С. 267–268. URL: https://moluch.ru/archive/202/49544/ (дата обращения: 24.02.2023).

Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] // Образовательная платформа Юрайт. М.: Юрайт, 2023. 257 с. URL: https://urait.ru/bcode/511312 (дата обращения: 14.02.2023).

Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. №8. С. 37–50.

Гусейн-заде П. Г., Деревянченко А. А. Иностранные студенты в российских вузах // Знание. Понимание. Умение. 2021. №1. С. 139–151.

Замотин М. П. Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов // Дискурс. 2016. №5. С. 77–86.

Зангиева И. К., Сулейманова А. Н. Студенты из стран СНГ в России: предпосылки к миграции // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. №5. С. 127–146.

Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А., Абдырахманова А. К., Ашеева Е. П. Интеграция иностранных студентов в образовательную среду медицинского университета: опрос студентов // Педагогическое образование в России. 2021. №2. С. 90–95.

Кожевникова М. Н. Интеграция иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза на основе национально ориентированного подхода: дис. … д-ра пед. наук. М., 2019. 357 с.

Кошелева Е. Ю., Кикенина Ю. А. Трансформация учебных практик китайских студентов Российского университета [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. №2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31547 (дата обращения: 01.03.2023).

Кошелева Е. Ю., Самофалова Е. И., Андреева Т. Л., Мастрюкова А. А. Организация учебного процесса в сфере внешней образовательной миграции на примере Томского государственного университета // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. №73. С. 173–179.

Куц А. В., Дашкина А. А. Особенности социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование: электронный научный журнал. 2021. №4(82). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/11465 (дата обращения: 21.02.2023).

Куц А. В., Макбол А. О., Дашкина А. А. Программа профилактических мероприятий с иностранными студентами Пензенского государственного университета // Межкультурная коммуникация в современном мире. Материалы VIII Международной науч.-практ. конференции иностранных студентов. Чебоксары: Интерактив плюс, 2019. С. 85–91.

Ларионова А. В., Мещерякова Э. И., Ливенцова Е. Ю., Фахретдинова А. П., Костюкова Т. А. Проблемы формирования средовой идентичности образовательных мигрантов (на примере города Томска) // Человек и культура. 2019. №6. С. 98–105.

Левичева Е. В., Лебедева О. А. Иностранный студент как феномен современного образовательного пространства [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2017. №5. С. 118–122. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36680 (дата обращения: 17.02.2023).

Литвинова Е. С., Горяинова Г. Н. Некоторые аспекты процесса адаптации иностранных обучающихся в отечественных вузах [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1(34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-protsessa-adaptatsii-inostrannyh-obuchayuschihsya-v-otechestvennyh-vuzah.

Марина Ю. А. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Известия Волгоградского педагогического университета. 2018. №3(126). С. 41–46.

Мёдова С. Ю., Ерофеева В. В. Изучение особенностей и механизмов выбора иностранными студентами российского вуза для обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. №2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31553 (дата обращения: 27.02.2023).

Монастырский Д. В. Гражданская иден-тичность: теоретические подходы к исследованию и формирующие ее факторы // Гуманитарий Юга России. 2017. №1. С. 181–188.

Мультикультурная среда образования в поликонфессиональном социуме [Электронный ресурс] // URL: //elibrary.com.ua/m/articles/view/ (дата обращения: 14.02.2023).

Николаев В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №2. С. 149–166.

Полихина Н. А., Толстянская И. Б. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Социологические исследования. 2020. №11. С. 149–156.

Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации: колл. монография. Томск: РАУШ МБХ, 2011. 204 с.

Степанов А. М., Лисицын П. П. Социальный портрет современного мигранта // «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. №1. С. 104–111.

Социальный портрет населения: методология, основные характеристики / П. О. Ермолаева, Е. П. Носкова, М. Р. Зайнуллина, А. И. Купцова, А. М. Нагимова. Казань: Артифакт, 2014. 92 с.

Суворова В. А., Бронников И. А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. №4. С. 131–139.

Трофимов Е. А., Трофимова Т. И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. 293 с.

Федотова В. А. Влияние аккультурационных стратегий, этнической идентичности, культурной дистанции на социокультурную адаптацию студентов из арабских стран // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. №2. С. 109–122.

Флоринская Ю. Ф., Мкртчан Н. В. Миграция в Россию: самый низкий уровень за десятилетие // Экономическое развитие России. 2021. Т. 20. №1. С. 50–54.

Хомерики Е. А. Основные моменты социологического подхода к моделированию качества высшего образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2013. №11(58). С. 755–759. URL: https://moluch.ru/archive/58/8213/ (дата обращения: 15.02.2023).

Хунагов Р. Д., Магранов А. С., Гаврилов П. С. Адаптация учебных мигрантов в российских вузах: современные научные подходы и мнения иностранных студентов // Гуманитарий Юга России. 2021. №6. С. 174–185.

Ширкова Н. Н. Специфика межкультурной коммуникации иностранных студентов в системе высшего образования [Электронный ресурс] // Современная педагогика. 2015. №12. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5152 (дата обращения: 25.11.2022).

Эль-Сибаи Н. М. Социологический портрет современного мигранта [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. №2-25. С. 5689–5692. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38489 (дата обращения: 06.02.2023).

Ярмак О. В., Дерюгин П. П., Ярмак В. Е. Социальный портрет современного студента // Дискурс. 2019. №5(4). С. 53–64.

Agrawal T. Who gains more from education? A comparative analysis of business, farm and wage workers in India // Journal of Development Studies. 2019. Vol. 55. №6. P. 1081–1098.

Faist T. Transnationalism // Routledge International Handbook of Migration Studies. New York, Routledge, 2013. P. 449–459.

Fowler R. Language in the news: discourse and ideology in the press [Electronic resource]. New York: Routledge, 1991. 254 p. URL: http://onscene.ru/Language-in-the-news-discourse-and-ideology-in-the-press-Roger-Fowler/2/babbgcj.

Guetto R. Family arrangements and children’s educational outcomes: heterogeneous penalties in upper-secondary school // Demographic Research. 2019. Vol. 40. P. 1015–1046.

Haghighi N. F. An analysis of major social obstacles affecting human resource development in Iran // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2019. Vol. 29. №3. P. 372–388.

Hart C. Event-construal in press reports of violence in two recent political protests: A cognitive linguistic approach to CDA // Journal of Language and Politics. 2013. Vol. 12. №3. Р. 400–423.

Nagornaja A. V., Chilton P. Language, space and mind: Conceptual geometry of linguistic meanings: (Summary) // METHOD: Moscow Yearbook of Social Studies. 2016. №6. Р. 251–269.

Van der Valk I. Parliamentary discourse on immigration and nationality in France // In: Racism at the top: parliamentary discourses on ethnic issues in six European states. Klagenfurt: DRAVA-Verlag, 2000. Р. 221–260.

Загрузки

Опубликован

2023-05-07

Как цитировать

Волков, Ю. Г., Курбатов, В. И., & Гаврилов, П. С. (2023). СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ИНОСТРАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МИГРАНТА: ТРАЕКТОРИИ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(2), 18–34. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-18-34

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология