ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ: ДИНАМИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Авторы

  • Виктория Андреевна Бондаренко Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
  • Наринэ Аркадьевна Дадаян Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
  • Наталья Владимировна Гузенко Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-45-59

Аннотация

Цель исследования — определение текущей ситуации, характеризующей вовлеченность потребителей в России в экологические преобразования на базе выявления в динамике их социально ответственного поведения и уточнения осознания ими серьезности экологических проблем, а также готовности принимать участие в их решении.

Методологическая база исследования. Необходимой представляется практическая верификация данных, детерминирующих вовлеченность потребителей в осознание и в перспективе — решение экологических проблем в регионе. В статье проблематика осознания потребителями экологических проблем, реальной вовлеченности в их решение в России исследуется в динамике с выявлением существующих сложностей и детерминированием шагов по активизации экологически ответственного поведения индивидов в регионах. В качестве привлекаемых методов идентифицируются такие, как применение работы с литературными источниками, материалами СМИ, отчета специализированных исследовательских агентств и эмпирических маркетинговых исследований, реализованных представителями академической среды, анализа данных по потребительской вовлеченности в осознание экологических проблем и необходимости соответствующих преобразований, а также синтеза текущей ситуации в части реальной вовлеченности потребителей в России в осуществление экологических преобразований.

Результаты исследования. В качестве основных результатов сформулирован комплекс мероприятий, целесообразных к реализации для повышения вовлеченности потребителей в осуществление «зеленых» проектов, таких как введение внутренних рейтингов производителей с наиболее высокой социальной, экологической ответственностью, информирование об этом потребителей; поддержка «зеленой» инициативы населения, поощрение потребителей, вовлеченных в процесс минимизации отходов и формирующих соответствующий открытый отчет; популяризация участия населения в проектах по «зеленому» переустройству городского ландшафта в формате событийных мероприятий, общественных обсуждений, непосредственного их проведения; формирование условий по поддержке экологических образовательных проектов и «зеленого» предпринимательства в регионе, в том числе малого и индивидуального.

Перспективы исследования заключаются в определении ракурса будущих научных изысканий, состоящих в мониторинге динамики потребительских настроений в части экологических преобразований, поскольку от них зависит успешность осуществления экологических преобразований в регионе.

Библиографические ссылки

Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.

Бондаренко В. А., Боталова М. Е., Ефременко И. Н., Афанасьева М. Ф. Управление экологическим воспитанием молодежи и формирование ассортимента профориентационным услуг вуза на основе бенчмаркинга социально-этичных стандартов маркетинга // Экономика устойчивого развития. 2022. №2(50). С. 21–28.

Бондаренко В. А., Гузенко Н. В., Ларионов В. А. Вопросы применения гостиницами зеленых инноваций в рамках проявившихся потребительских предпочтений // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2020. №1(69). С. 17–23.

Бондаренко В. А., Миргородская О. Н., Валюженко А. В. Инструментарий социально ориентированного маркетинга для снижения объемов и рационализации сбора твердых бытовых отходов в мегаполисе // Практический маркетинг. 2014. №6(208). С. 12–19.

Бондаренко В. А. Изменение модели поведения и осознания клиентских потребностей // Европейский журнал социальных наук. 2014. №3-1(42). С. 332–335.

Гусакова Т. Ф. Гедонистическая мораль в современном обществе: социально-психологический аспект [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/4_SND_2015/Psihologia/12_186854.doc.htm (дата обращения: 20.01.2023).

Емельянов А. В. Дискурс удовольствия как язык общества потребления // ХОРА. 2008. №4. С. 169–173.

Зинцова М. В. Реализация концепции экологического маркетинга / М. В. Зинцова, М. А. Воронцова, К. С. Зинцов // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №8. С. 94–104.

Исследование «Экологическая ответственность россиян 2020» (исследовательский центр «Рекадро») [Электронный ресурс]. URL: http://www.ekologicheskaia-otvetstvennost-rossiian.pdf (дата обращения: 20.01.2023).

Коос С. Объясняя этическое потребительское поведение в Европе (эмпирические данные по 19 странам) // Экономическая социология. 2009. Т. 10. №2. С. 76–97.

Панасейкина В. С., Беляева Е. А. Тенденции спроса на экологические товары и ответственное потребление в России // Московский экономический журнал. 2021. №8. С. 346–355.

Писарева Е. В. Развитие теории маркетинга в условиях современной «избыточной экономики» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №S24. С. 56–60.

Скалабан И. А. Социальное, общественное и гражданское участие // Вестник Томского государственного университета. 2011. №1. С. 130–139.

Стребкова О. А. Этические проблемы корпоративной социальной ответственности (КСО) в условиях конкурентной экономики // Дискурсы этики. 2013. Т. 4. С. 63–72.

Хмелькова Н. В., Кушнарева А. А., Перевозчиков К. И. Теоретические аспекты и эмпирические исследования социально ответственного потребления // Практический маркетинг. 2015. №10(224). С. 3–12.

Хмелькова Н. В., Перевозчиков К. И. Предпосылки и перспективы «зеленого» брендинга: мировой опыт и российские исследования // Бренд-менеджмент. 2014. №4. С. 218–231.

Хмелькова Н. В., Перевозчиков К. И., Кушнарева А. А. О сегментации потребителей «зеленых» брендов // Вестник ГУ. 2014. №4. С. 18–25.

Mohr L. A., Webb D. J., Harris K. E. Do consumers expect companies to be socially responsible? The impact of corporate social responsibility on buying behavior // Journal of Consumer Affair. 2011. №35. Р. 45–72.

Roberts J. A. Will the real socially responsible consumer please step forward? // Business Horizons. 1996. (Jan&Feb). Р. 217–231.

Webster Jr. F. E. Determining the characteristics of the socially conscious consumer // Journal of Consumer Research. 1975. №2. Р. 188–196.

Загрузки

Опубликован

2023-05-07

Как цитировать

Бондаренко, В. А., Дадаян, Н. А., & Гузенко, Н. В. (2023). ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ: ДИНАМИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(2), 45–59. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-45-59

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология