СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА КАК КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Авторы

  • Данил Петрович Толмачев Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-86-93

Аннотация

Целью исследования является выявление прямой зависимости развития гражданского общества России от возможностей, которые предоставляются людям старшего возраста для максимальной интеграции в социальную жизнь.

Методологическую базу исследования представляет в первую очередь аналитический метод, основанный на изучении нормативно-правовых документов, статистических данных различных ведомств, а также исследовании опыта передовых практик интеграции людей старшего возраста в общество путем участия их в таких проектах, как «Московское долголетие» и «Центр московского долголетия».

Результаты исследования. Проблема старения населения вызывает большую обеспокоенность во всем мире, в том числе в России. Увеличение продолжительности жизни и уменьшение рождаемости ставят перед государством и обществом новые задачи, которые необходимо решать комплексом мер. Люди старшего возраста, которые еще пятьдесят лет назад воспринимались как «социальная нагрузка», сегодня пытаются интегрироваться в современный социум, оставаясь при этом его активными членами как с экономической, так и с социальной стороны. Проведенный анализ позволяет понять, с какими пробелами уже сегодня сталкивается общество и что необходимо предпринять, чтобы данные процессы помогли его развитию.

Перспективы исследования заключаются в возможности внедрить на ранних этапах новые методы развития общества путем изменения отношения к старости и процессам старения, в первую очередь в социальном контексте.

Библиографические ссылки

Авдюкова А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Уральский государственный пед. Университет. Екатеринбург, 2006. 162 с.

Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 12–14.

Келасьев В. Н., Первова И. Л. Социальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования. СПб.: Астерион, 2019. 121 с.

Леднева И. В. Формирование социальной компетентности курсантов вуза МВД России: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009. 236 с.

Почебут Д. А. Социальная компетентность современного менеджера: понятие и место в профессиональной деятельности // Человек. Спорт. Медицина. 2007. №26(98). С. 94–101.

Рогозин Д. М. Либерализация старения, или Труд, знания и здоровье в старшем возрасте // Социологический журнал. 2012. №4. С. 62–93.

Черешнев В. А., Чистова Е. В. Выявление региональных особенностей старения населения России // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. №12. С. 2206–2223.

O’Malley J. M. Research Perspective on Social Competence // Merrill-Palmer Quarterly of Behavior and Development. 1977. Vol. 23(1). P. 29–44.

White R. W. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. 1959. Vol. 66. P. 297–333.

Загрузки

Опубликован

2023-05-07

Как цитировать

Толмачев, Д. П. (2023). СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА КАК КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(2), 86–93. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-86-93

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология