КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РЕПУТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-94-104Ключевые слова:
образование, глобальные рейтинги, репутация университета, качество образования, дополнительное профессиональное образованиеАннотация
Цель исследования. Актуальность рассматриваемого вопроса связана с вопросом качества образования. Качество образования является основой конкурентоспособности университета, причем речь идет не только о РФ, но и обо всем мировом сообществе. В исследовании рассматривается вопрос качества образования, соотношения понятия «качество образования» с мировыми глобальными рейтингами и роль дополнительного профессионального образования в современной системе непрерывного образования.
Методы и методология. В качестве исходных материалов исследования послужили нормативные документы Министерства науки и высшего образования РФ. С целью рассмотрения современных тенденций развития образования авторы использовали описательный, статистический и сопоставительный методы исследования.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования в данной статье рассмотрено понятие «качество образования», представлен анализ системы непрерывного образования, а также проанализированы условия и механизмы развития репутации университета на основе понятия «качество образования». В ходе исследования определено, что развитая и успешно реализуемая система непрерывного образования свидетельствует о высоком уровне профессиональной компетентности, кадровой мобильности и об экономической эффективности страны в целом. Цель и задачи исследования можно считать выполненными.
Качество образования является важнейшей составляющей в стратегии и репутации университета и должно достигаться в долгосрочном планировании с учетом преимуществ, недостатков и возможных угроз, которые содержит внешняя среда. Мировые глобальные рейтинги являются неотъемлемой составляющей системы образования большинства стран. Безусловно, высокая позиция в глобальном рейтинге вносит вклад в формирование положительного имиджа сферы образования отдельно взятой страны. Развитая и успешно реализуемая система непрерывного образования свидетельствует о профессиональной компетентности на значительно высоком уровне, кадровой мобильности и в значительной мере о высокой экономической составляющей страны.
Перспективы исследования. Результаты работы вносят определённый вклад в теорию управления и могут широко применяться в практическом аспекте для успешного представления академических успехов России на мировой арене и продвижения российских университетов в мировом сообществе.
Библиографические ссылки
Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. №2(5). С. 21–26.
Аниськина Н. Н. Кризис-2020 и будущее дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2019. №6. С. 1–28.
Ахметшин А. А., Ибатуллин У. Г. Повышение качества образовательных услуг в системе ДПО в рамках интегрированной системы менеджмента: проблемы и пути решения // Креативная экономика. 2018. Т. 12. №7. С. 1018–1026.
Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования // Экономика образования. 2012. №2. С. 67–80.
Галынский В. М., Жук А. В. Рейтинг учреждений Scimago для оценки национальной системы образования и отдельного университета // Высшее образование в России. 2021. №6. С. 35–46.
Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации // Материалы VI Всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / Под науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. 240 с.
Качалов В. В. Дополнительное профессиональное образование: понятие, особенности, виды // Вестник экономической безопасности. 2022. №1. С. 318–322.
Кинчаров А. В. Методология мировых рейтингов университетов: анализ и критика // Управление репутацией вуза. 2014. №2(90). С. 70–80.
Лекомцева Е. Н. Индивидуальный образовательный маршрут студента // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы VI Всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / Под науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. С. 26–30.
Олейник И., Лапшов А. «Плюс/минус» Репутация. Российский опыт репутационного менеджмента. М.: Новости, 2003. 192 с.
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. 432 с.
Савицкая Е. В. Репутация университета, международные рейтинги и благоприятный отбор // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2020. С. 735–739.
Субетто И. А. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). СПб.: Астерион, 2000. 498 с.
Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. №5. С. 2–11.
Шарипова Э. Р. Профессиональная переподготовка: цели и задачи // Инженерно-педагогический вестник: легкая промышленность. 2018. №4(7). С. 30–34.
Шарков Ф. И. Феликс Шарков: Репутация как средство возвышения Гудвилла [Электронный ресурс] // Международная академия коммуникологии. 2014. URL: https://www.communicology.us/2014/01/blog-post_6978.html.
Эбзеева Ю. Н., Смирнова Ю. Б. Позиции российских вузов в мировых рейтингах в 2022 году // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. №4 (22). С. 909–918.
Baitanayeva B., Aubakirova Zh., Aitbem-betova A., Sansyzbayeva A. Problems of improving the quality of education // E3S Web of Conferences 159, 09002. 2020. BTSES-2020. P. 1–11.
Koslowski III F. A. Quality Assurance in Education. 2006. №14(3). P. 277–288.
Liu N. C., Cheng Y. Academic ranking of world universities // Higher Education in Europe. 2005. №30(2). P. 127–136.
Van Raan A. F. J. Fatal attraction: conceptual and methodological problems in the ranking of universities by bibliometric methods // Scientometrics. 2005. №62(1). P. 133–143.