ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы

  • Константин Викторович Воденко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Петр Андреевич Пономарев Донской государственный технический университет
  • Наталья Халиловна Гафиатулина Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-217-228

Аннотация

Цель исследования: рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкивается современное гуманитарное образование, а также перспективы развития современного гуманитарного образования российских вузов.

Методологическую базу исследования составляет социокультурный, аксиологический и коммуникативный подходы в осмыслении проблем и перспектив гуманитарной составляющей образования в российской высшей школе.

Результаты исследования. Авторы публикации рассматривают проблему адаптивности системы образования в условиях цифровизации общества, проблемы взаимодействия вузов и работодателей. Делается акцент на гуманитарном развитии личности и важности введения гуманитарной компоненты как цели воспитательной функции высшей школы. Анализируются перспективы развития гуманитарного образования в российской высшей школе, которые кроются в переосмыслении потенциала критического мышления как его гуманитарной составляющей. Делается вывод о том, что гармоничное развитие личности, способной адаптироваться к происходящим социальным изменениям, не представляется возможным без гуманитарного, личностно-ориентированного образования и практико-ориентированного обучения, призванного закладывать прочную базу коммуникативных знаний, умений и навыков.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшем осмыслении конструктивной стороны социально-гуманитарного образования и необходимости изменения характера взаимоотношений гуманитарного знания и общества.

Библиографические ссылки

Ахромеева Т. С., Малинецкий Г. Г., По-сашков С. А. Институциональное обеспечение сбалансированного развития региона. Сборник материалов национальной научно-практической конференции (с международным участием) Академии МУБиНТ. Ярославль, 2021. С. 18–21.

Бекова С. К. Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. №22(39). 28 с.

Беликова Н. В., Ширяева Т. Ю. Изменения на рынке труда в контексте появления новых профессий // Вестник РУК. 2021. №1(43). С. 16–20.

Беличенко В. С. Многопрофильные сотрудники в сфере управления // Вестник науки и образования. 2019. №23-1(77). С. 28–31.

Бодров А. Н. Прогнозирование рынка труда и стимулы занятости // Научные исследования в образовании. 2009. №8. С. 13–18.

Божонов З. С. Основные функции воспитательной работы со студентами вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №6–3. С. 1–4.

Брестовицкая Н. М. Проблема гуманитарного образования в России в условиях модернизации // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. №15–1. С. 532–534.

Воденко К. В., Гурба В. Н., Черных С. С. Академическое лидерство: институциональные и региональные аспекты // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. №1. С. 7–17.

Воробьёва О. В. О проблемах и перспективах развития гуманитарных наук и гуманитарного образования в России // Высшее образование в России. 2019. №11. С. 22–33.

Гафиатулина Н. Х., Самыгин С. И. Социальная коммуникация в профилактике конфликтов: учебно-метод. пособие для студентов. М.: Русайнс, 2021. 164 с.

Данилкова М. П. Проблемы гуманитарного образования в условиях новых вызовов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. №2(31). С. 158–163.

Йонген В. Ритейл будущего. Жизнь onlife / Пер. Д. А. Шалаевой. М.: Бомбора, 2021. 320 с.

Карапетян Е. А., Лугинина А. Г. Социокультурные изменения коммуникации в системе онлайн-образования высшей школы: угрозы VS возможности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №11–1. С. 30–34.

Корнюшина А. С. Необходимость T-shaped специалистов в эпоху индустрии 4.0 // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2022): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. Т. 4. М.: Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2022. С. 58–61.

Лебедева Д. С. К вопросу о прогнозировании рынка труда // Экономика и социум. 2017. №1-1(32). С. 1107–1110.

Обучение служением: Методическое пособие / Под редакцией О. В. Решетникова, С. В. Тетерского. М.: АВЦ, 2020. 216 с.

Слободин А. К., Маратканова Л. А. Гуманитарное образование — основа успешности социально-адаптированной личности / Сборник статей региональной научной конференции «Проблемы и перспективы современного гуманитарного образования». Ижевск: Удмуртский университет, 2017. С. 26–30.

Тропинова Е. А. Государство как платформа // Публичная политика: институты, цифровизация, развитие: коллективная монография / Под ред. Л. В. Сморгунова. М.: Аспект Пресс, 2018. С. 275–285.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: АСТЛТД, 1998. 556 с.

Черных Л. А. Гуманизация высшей школы как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №1. С. 107–111.

Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9–12 апреля 2019 г.) / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 82 с.

Yefremtseva T. Quality of lifelong learning // Вестник РМАТ. 2022. №2. С. 93–104.

Загрузки

Опубликован

2023-05-07

Как цитировать

Воденко, К. В., Пономарев, П. А., & Гафиатулина, Н. Х. (2023). ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(2), 217–228. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-217-228

Выпуск

Раздел

Философская инноватика