СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВОСЛАВИЯ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-243-249Ключевые слова:
философия, православие, интеллектуальная культура, преображение, схоластика, цельность духа, верующее мышлениеАннотация
Цель исследования. Статья посвящена раскрытию специфики философии как формы интеллектуальной культуры православия.
Методология исследования. В ней осуществляется экспликация таких теоретико-методологических концептов, как культура, религиозная культура, интеллектуальная культура православия.
Результаты исследования. Раскрываются различные типы оценочного отношения к разуму и его корреляции с религиозной верой. Анализируются антиномистические и холистические версии соотношения разума (знания) и веры. Выявляются особенности христианской философии схоластического типа. Раскрывается специфика проекта православной философии славянофилов, опирающейся на святоотеческую традицию.
Перспективы исследования. Выявление специфики философии как формы интеллектуальной культуры православия позволит в дальнейшем построить теоретическую модель православной интеллектуальной культуры.
Библиографические ссылки
Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 427 с.
Бурлака Д. К. Мышление и откровение. Систематическое введение в христианскую метафизику. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2007. 445 с.
Воденко К. В. Религия и наука в европейской культуре: динамика соотношения когнитивных практик. Новочеркасск: Лик, 2012. 292 с.
Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 386 с.
Матяш Т. П. Философия и богословие: Запад — Россия // Гуманитарный ежегодник. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 2002. С. 119–133.
Положенкова Е. Ю. Соотношение религиозной философии и христианского богословия в русской религиозно-философской мысли XIX — нач. XX вв. Новочеркасск: Лик, 2009. 230 с.
Рожковский В. Б. Реконструкция идей И. В. Киреевского о специфике русской религиозно-философской мысли // Наследие И. В. Киреевского. Опыты философского осмысления. Ростов н/Д: Наука. Пресс, 2006. С. 15–41.
Сильницкий Г. Г. Разум человека по уче-ниям исихастского и схоластического богословия // Синергия. Проблемы мистики и аскетики православия: научн. сб. под ред. Хоружего С. С. М.: ДИ-ДИК, 1995. 386 с.
Шестов Л. С. Признавал ли хоть один философ Бога? // На переломе. Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. 359 с.
Meyendorff J. A. Byzantine Hesychazm: Historical, Teological, Social Problems. London: Variorum Reprints, 1974. 592 p.