СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Авторы

  • Андрей Александрович Мекушкин Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-243-249

Ключевые слова:

философия, православие, интеллектуальная культура, преображение, схоластика, цельность духа, верующее мышление

Аннотация

Цель исследования. Статья посвящена раскрытию специфики философии как формы интеллектуальной культуры православия.

Методология исследования. В ней осуществляется экспликация таких теоретико-методологических концептов, как культура, религиозная культура, интеллектуальная культура православия.

Результаты исследования. Раскрываются различные типы оценочного отношения к разуму и его корреляции с религиозной верой. Анализируются антиномистические и холистические версии соотношения разума (знания) и веры. Выявляются особенности христианской философии схоластического типа. Раскрывается специфика проекта православной философии славянофилов, опирающейся на святоотеческую традицию.

Перспективы исследования. Выявление специфики философии как формы интеллектуальной культуры православия позволит в дальнейшем построить теоретическую модель православной интеллектуальной культуры.

Библиографические ссылки

Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 427 с.

Бурлака Д. К. Мышление и откровение. Систематическое введение в христианскую метафизику. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2007. 445 с.

Воденко К. В. Религия и наука в европейской культуре: динамика соотношения когнитивных практик. Новочеркасск: Лик, 2012. 292 с.

Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 386 с.

Матяш Т. П. Философия и богословие: Запад — Россия // Гуманитарный ежегодник. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 2002. С. 119–133.

Положенкова Е. Ю. Соотношение религиозной философии и христианского богословия в русской религиозно-философской мысли XIX — нач. XX вв. Новочеркасск: Лик, 2009. 230 с.

Рожковский В. Б. Реконструкция идей И. В. Киреевского о специфике русской религиозно-философской мысли // Наследие И. В. Киреевского. Опыты философского осмысления. Ростов н/Д: Наука. Пресс, 2006. С. 15–41.

Сильницкий Г. Г. Разум человека по уче-ниям исихастского и схоластического богословия // Синергия. Проблемы мистики и аскетики православия: научн. сб. под ред. Хоружего С. С. М.: ДИ-ДИК, 1995. 386 с.

Шестов Л. С. Признавал ли хоть один философ Бога? // На переломе. Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. 359 с.

Meyendorff J. A. Byzantine Hesychazm: Historical, Teological, Social Problems. London: Variorum Reprints, 1974. 592 p.

Загрузки

Опубликован

2023-05-07

Как цитировать

Мекушкин, А. А. (2023). СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВОСЛАВИЯ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(2), 243–249. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-243-249

Выпуск

Раздел

Философская инноватика