ДОСТУЧАТЬСЯ ДО КАЖДОГО СЕРДЦА: ПОРТРЕТ НАУЧНОГО НАСТАВНИКА ГЛАЗАМИ ЕГО УЧЕНИКОВ (ПАМЯТИ И. А. ИЛЬЯЕВОЙ)

Авторы

  • Светлана Анатольевна Вангорская Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Институт демографических исследований — обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН)

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-22-29

Аннотация

В условиях повышения исследовательского интереса к проблеме научного наставничества наблюдается дефицит работ, описывающих уникальный практический опыт по подготовке кадров высшей школы. Научное эссе посвящено Ирине Алексеевне Ильяевой, воспитавшей не одно поколение ученых и ставшей для многих из своих учеников и коллег образцом научного наставничества. На основе личных воспоминаний автора, других учеников Ирины Алексеевны, ее друзей и коллег, собранных в ее философско-публицистичном эссе «Человеческое богатство моей жизни», выявлены ключевые принципы научного наставничества — акцент на раскрытие и реализацию личностного и научного потенциала учеников; использование позитивной мотивации для поощрения индивидуальной инициативы и побуждения к активным научным поискам; формирование установки на возможность решения задач любой сложности; доброжелательность и толерантность по отношению к представлениям другого; выстраивание неформальных межличностных коммуникаций, основанных на эмпатии и направленных на удовлетворение потребностей всех сторон. Статья адресована педагогам, философам, социологам, а также всем, кого интересует практический опыт научного наставничества.

Библиографические ссылки

Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Наставничество как социальный феномен: современные выводы и новые реалии // Народное образование. 2019. №5. С. 109–155.

Грошев И. В., Гололобова Т. М. Особенности женского наставничества в системе российского менеджмента // Управление. 2022. Т. 10. №3. С. 5–15.

Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. №5. С. 25–36.

Ильяева И. А. Человеческое богатство моей жизни. Философско-публицистичное эссе. Губкин: ИП Уваров В. М., 2009. 185 с.

Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономическая теория, анализ, практика. 2016. №5. С. 92–112.

Кондратьев Э. В., Юрченко О. В. Наставничество в профессии: динамика становления социального института // Профессиональные династии: воспроизводство профессиональных групп: монография / В. А. Мансуров и др.; отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 128–139.

Коренькова М. М. Потребность в профессиональном и личном наставничестве в современном социуме // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. №2. С. 45–57.

Марголис А. А., Аржаных Е. В., Хуснутдинова М. Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. Вып. 4 (декабрь). С. 133–159.

Осипов П. Н., Ирисметова И. И. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №2. С. 109–115.

Савинова С. Ю., Кудрявцева В. В. Наставничество: традиция и новые смыслы // Научное мнение. 2015. №11–3. С. 130–137.

Сенека Л.-А. Нравственные письма к Луцилию; Трагедии / Пер. с лат. С. Ошерова; сост. и научн. подгот. текста М. Гаспарова; коммент. С. Ошерова и Е. Рабинович. М.: Худож. Лит., 1986. 543 с.

Юрченко О. В., Кондратьев Э. В. Как меняются представления о женском наставничества // Деловое совершенство (Businesss Excellence). 2021. №6. С. 68–74.

Bozeman B., Feeney M. K. Toward a Useful Theory of Mentoring: A Conceptual Analysis and Сritique // Administrative and society. 2007. №39(6). P. 719–739.

Clutterbuck D. Everyone needs a Mentor. Everyone needs a mentor: fostering talent in your organization. London: Institute of Personnel and Development, 2004. 200 p.

Eby L. T., Allen T. D., Evans S. C., Ng T., DuBois D. L. Does mentoring matter? A multidisciplinary meta-analysis comparing mentored and non-mentored individuals // Journal of Vocational Behavior. 2008. Vol. 72, Issue 2. P. 254–267.

Загрузки

Опубликован

2023-08-12

Как цитировать

Вангорская, С. А. (2023). ДОСТУЧАТЬСЯ ДО КАЖДОГО СЕРДЦА: ПОРТРЕТ НАУЧНОГО НАСТАВНИКА ГЛАЗАМИ ЕГО УЧЕНИКОВ (ПАМЯТИ И. А. ИЛЬЯЕВОЙ). Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(3), 22–29. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-22-29