ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-102-111Ключевые слова:
международная образовательная миграция, образовательный миграционный потенциал, российские образовательные программы, экспорт образованияАннотация
Международная образовательная миграция является важным фактором развития продвижения российских программ на мировом рынке образовательных услуг. Россия традиционно входит в число стран — мировых лидеров по приему иностранных студентов. Этот тренд, по данным Россотрудничества, сохранился в 2020–2022 г., несмотря на пандемию и карантинные ограничения, вынужденный переход университетов на дистанционный режим обучения, трансформацию геополитической ситуации.
Цель данного исследования — изучить востребованность российских образовательных программ высшего образования на мировом рынке образовательных услуг, проанализировать актуальные направления подготовки в российских вузах для граждан зарубежных стран.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования основывается на статистических данных образовательных организаций, на контент-анализе ряда документов зарубежных и отечественной образовательных систем, на авторских выводах и предложениях, сделанных на ряде научно-практических конференций работников международных служб в 2019–2022 гг.
Результаты. Выявлены основные проблемы востребованности российских образовательных программ высшего образования на мировом рынке образовательных услуг, проанализированы актуальные направления подготовки в российских вузах для граждан зарубежных стран.
Библиографические ссылки
Аржанова И. В., Дыдзинская Д. В., Мусина Е. А., Селезнев П. С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. №8-9. С. 9–20.
Клячко Т. Л., Синельников-Мурылев С. Г. Российское высшее образование и воздействие на него пандемии коронавируса // Университетское управление: практика и анализ. 2020. №24(4). С. 9–21.
Косачев К. И. «Мягкая сила» России: теория и реальность // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. №2. С. 7–9.
Косачев К. И. Россотрудничество: первые итоги деятельности и перспективы развития // Международная жизнь. 2012. №7. С. 27–37.
Ростовская Т. К., Васильева Е. Н. Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №5. С. 21–35.
Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И. Вызовы образовательной миграции на современном этапе // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. №2. С. 105–113.
Ручкин А. Б. Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. №2. С. 21–31.
Скоробогатова В. И. Миграционная политика России в контексте экспорта образования: конституционно-правовые основы и перспективы развития: монография. М.: Перспектива, 2021. 180 с.
Суворова В. А., Бронников И. А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. №4. С. 131–139.
Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. №4(25). С. 85–93.