ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Ольга Евгеньевна Фомина Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  • Тамара Керимовна Ростовская Институт демографических исследований — обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-130-143

Ключевые слова:

куратор, наставник, коуч, тьютор, ментор, супервизия, педагогическое сопровождение, консультирование, обучение, образование

Аннотация

Целью исследования является выявление возможностей и видов наставничества как метода профессиональной подготовки и студентов педагогического направления и профессионального становления молодых педагогов в процессе работы в образовательных организациях.

Методологическую базу исследования представляют положения диалектической теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, идеи дидактики и педагогической антропологии об обучении и воспитании личности, об образовании как педагогическом процессе трансляции культуры и профессионального становления молодого специалиста.

Результаты исследования. В ходе проведенного исследования и анализа имеющегося практического опыта высших учебных заведений России по организации процесса профессионального становления студентов старших курсов и выпускников выявлен потенциал наставничества как одного из системообразующих факторов в профессиональном становлении молодого педагога. В работе раскрыты виды и формы наставничества как современного подхода к работе с молодыми специалистами, направленного на профессиональное становление молодых педагогов, помощь в формировании индивидуального стиля педагогической деятельности, реализации творческого потенциала будущего педагога, а также феномен самореализации наставника и взаимодействие представителей разных поколений в педагогической деятельности.

Перспективы исследования заключаются в разработке дидактического обеспечения процесса профессионального становления молодого педагога в модели «наставник — наставляемый» в образовательном пространстве университета.

Библиографические ссылки

Абдулина О. А. Педагогический мониторинг качества подготовки учителя // Преподаватель. 1998. №3. С. 21–23.

Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Красноярск: КГУ, 1998. 309 с.

Батышев А. С. Управление наставничеством // Методические рекомендации. М.: Госпрофобр, 1983. 50 с.

Батышев С. Я. Педагогические основы наставничества // Материалы теоретической конференции. Ч. 1. М.: Б. и., 1977. 324 с.

Борлукова Н. В., Комарова О. В. Сетевое наставничество как инструмент самоуправления образованием педагогов (из опыта организации наставничества в Удмуртской Республике) // Инновационные процессы в системе образования: сборник материалов ХIV итоговой научно-практической конференции. Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2020. С. 21–25.

Воронцова В. Г., Курлов В. Ф. Постдипломное образование: Предпочтения учителей и возможности существующей системы // Директор школы. 1998. №4. С. 21–26.

Кан-Калик В. А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. 1989. №1. С. 97–100.

Каптерев П. Ф. Избранные сочинения. М.: Педагогика, 1982. 627 с.

Кларин М. В. Новая развивающая практика — коучинг. Новая профессия — коуч // Образовательные технологии. 2014. №1. С. 71–80.

Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Всероссийский научно-практический центр и психологической поддержки населения // Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Экон-информ, 1994. 342 с.

Краевский В. В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. №7–8. С. 55–58.

Кузнецова Н. М. Некоторые подходы к реализации дорожной карты одной из форм программы наставничества «учитель — учитель» // Вестник ТОГИРРО. 2020. №1(44). С. 7–8.

Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: монография. СПб-Рыбинск: Изд-во С.-Петербургского гос. университета, 1993. 54 с.

Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002. 48 с.

Лапина О. А., Магальник Л. А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьные технологии. 2001. №6. С. 39–60.

Маркова А. К., Никонова А. Я. Формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль // Детский психолог. 1996. №12. С. 52–58.

Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. 160 с.

Новые ценности образования: Как работает продуктивный педагог / Под ред. Н. Б. Крыловой. Вып. 4(19). М.: Школа самоопределения, 2004. 153 с.

Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Проект «Наставничество для педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия»: основные результаты // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2019. №4. С. 210–217.

Программа наставничества в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] / Мир науки, культуры, образования. 2021. №4 (89). URL: https://mir-nauki.com/issue-4–2021.html.

Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. 1999 с.

Сластенин В. А., Мороз А. Г., Тамарин В. Э. Социальная активность и адаптация молодого учителя // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1984. С. 141–144.

Столяр И. Г. Педагогические основы наставничества // Рабочая книга наставника. М.: Знание, 1984. С. 77–122.

Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] // Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей. М.: Перспектива, 2020. 108 с. URL: https://itdperspectiva.page.link/recschool.

Федотенко И. В. Молодой учитель и его старшие коллеги: Два взгляда на одну проблему // Директор школы. 1997. №4. С. 18–19.

Atkinson G. W. Motivational Determinants of Ristaking Behaviour // Psychol. Review. 1975. Vol. 64. P. 359–372.

Kinlaw Dennis C. Coaching: winning strategies for individuals and teams. Gower, 1997. P. 136–140.

Maslow A. N. Motivation and personality // Under the ed. of Murphy C. N.Y. 1959. Vol. XIV. 411 p.

Загрузки

Опубликован

2023-08-12

Как цитировать

Фомина, О. Е., & Ростовская, Т. К. (2023). ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(3), 130–143. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-130-143