ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО У ПОКОЛЕНИЯ Z

Авторы

  • Нина Николаевна Капанян Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-4-63-70

Ключевые слова:

поколение Z, социальные сети, значимый другой, социализация, нормы, ценности

Аннотация

Целью исследования является социокультурный анализ влияния социальных сетей на молодежь, относящуюся к поколению Z, c акцентом на формирование образа значимого другого, являющегося важным агентом социализации. В контексте данной цели выполняется анализ социологического опроса, проведенного среди студентов вузов и колледжей, относящихся по своим демографическим характеристикам к поколению Z.

Методологическую базу исследования образуют концептуальные подходы теории социализации, теории символического интеракционизма и теории поколений, сложившиеся в зарубежной и отечественной социологии. Их совмещение дает возможность проследить влияние социальных сетей на формирование образа значимого другого у поколения Z, формирование которого определено переносом всех форм коммуникации, производства, хранения и трансляции информации в медийное пространство.

Результаты исследования. Социокультурный анализ влияния социальных сетей на формирование образа значимого другого, выполненный на основе анализа данных, полученных в ходе проведения социологического опроса студентов ЮРГПУ (НПИ) и ЮФУ, показал, что образ значимого другого, представленный в социальных сетях популярными блогерами и другими известными личностями, привлекателен только для пятой части респондентов, для большей же части таргетивной аудитории, несмотря на их креативность и занимательность, популярные блогеры и известные личности не выступают в качестве значимых других, модели поведения и стиль жизни которых становятся для молодёжи примером для подражания.

Перспективу исследования составляет дальнейший социокультурный анализ влияния социальных сетей на поколение Z c акцентом на формирование значимых других в контексте тезаурусной теории.

Библиографические ссылки

Богданова И. Н., Тулупова А. С. Цифровые центробежные тенденции в сетевых самопрезентациях современной молодежи // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 10(47). №1. С. 52–64.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности: монография. М.: Норма, 2020. 304 c.

Луков В. А. Проект «конструирования человека» и молодежная политика: границы допустимого сближения // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2018. №1. С. 59–65.

Мангейм К. Проблема поколений // Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции / Пер. с англ. Е. Я. Додина. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 8–63.

Мид Дж. Г. Избранное: сборник переводов // Серия: Теория и история социологии / Cост. и пер. с англ. В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 c.

Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: монография. М.: МГПУ: Прометей, 2012. 211 с.

Радаев В. В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование (Первая часть) // Социологический журнал. 2020. Т. 26. №3. С. 30–63.

Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России / М. С. Чванова, М. В. Храмова, В. Ю. Лыскова и др. // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. №3. C. 472–493.

Твенге Джин М. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни / Пер. с англ. В. Толмачева. М.: Ритол-Классик, 2019. 464 c.

Coles R. Others in making Selves // In N. K. Denzin (ed.). Studies in Symbolic Interaction. Bingley: Emerald. 2008. Р. 197–226.

Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Harmondsworth: Penguin, 1959. 173 p.

Загрузки

Опубликован

2023-08-12

Как цитировать

Капанян, Н. Н. (2023). ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО У ПОКОЛЕНИЯ Z. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(4), 63–70. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-4-63-70

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология