КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ И ПРЕСТИЖНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Авторы

  • Татьяна Алексеевна Бельчик Кемеровский государственный университет
  • Елена Геннадьевна Попкова Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-6-275-292

Ключевые слова:

высшее образование, университеты, ценностные ориентации студентов, рынок труда, мотивы, качество образования

Аннотация

Целью данного исследования является изучение ценностной ориентации молодежи, обучающейся в вузах РФ, и ее представлений об эффективности подготовки специалистов. В ходе проведения исследования дано обоснование получения высшего образования с позиции теории потребительского поведения, проведен пилотажный анкетный опрос обучающихся в университетах РФ с целью выяснения факторов, влияющих на эффективность процесса и результата подготовки специалиста, а также дана характеристика обучающихся в университетах с точки зрения их ценностей и установок.

Методология. Статья представляет собой кейс-стади современной России на основе альтернативных данных: материалов анкетного опроса студентов высших учебных заведений Российской Федерации посредством сети Интернет через адресную рассылку на электронные адреса студенческих групп, анализа статистических данных. В исследовании приняли участие 27 вузов. Исследование вполне может рассматриваться как пилотажное, так как в структуре выборки присутствуют все федеральные округа, студенты разных направлений и разных уровней, однако говорить о полной репрезентативности (по курсам, специальностям и направлениям) нельзя. Всего в опросе приняли участие 1500 человек.

Результаты исследования. Исследование показало, что у студентов в университетах высокий спрос на приобретение навыков, которые востребованы на рынке труда. Это обусловлено тем, что многие специалисты с высшим образованием, во‑первых, не могут трудоустроиться по полученной специальности, а во‑вторых, заработная плата у людей без опыта работы и практических навыков довольно низкая. Высшее образование РФ, пройдя трудный путь реформ, должно сосредоточиться на повышении качества образования. Также исследование выявило проблему отсутствия глубоких исследований рынка труда и его будущего.

Перспективы исследования. Исследование рассматривает развитие университетов с позиции теории потребительского поведения. Авторы коснулись глубинных причин снижения престижности высшего образования. Статья может быть интересна как менеджменту вузов, так и преподавателям.

Библиографические ссылки

Авдеева И. А. Конкурентные отношения в социальной сфере // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2018. №16. C. 5–8.

Анисимова И. А. Поведение потребителей на рынке образовательных услуг (на материале нижегородских вузов): автореф. … дис. канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2009. 28 с.

Боровая Л. В. Воспроизводство научных кадров в эпоху трансформации: роль высшей школы // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15. №3. С. 125–135. DOI:10.17213/2075-2067-2022-3-125-135.

Винник А. Е. Оценка эффективности управления системой высшего образования // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020. №1. С. 101–107. DOI: 10.24143/2073-5537-2020-1-101-107.

Дементьева И. Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. 2018. №1(93). С. 122–132.

Евлампиева Г. И. Влияние сетевого взаимодействия на показатели конкурентоспособности вузов // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. №3. С. 1131–1144. DOI: 10.18334/epp.12.3.114320.

Захарова Е. Н. Особенности формирования конкурентоспособности вуза как субъекта рынка образовательных услуг / Е. Н. Захарова, О. Г. Гисина // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. №2. С. 185–188.

Корчагова Л. А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. №5. С. 48–54.

Лузгина Ю. В. Теория потребительского выбора и её применение // Современные проблемы права, экономики и управления. 2019. №1(8). С. 202–206.

Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. 132 с.

Пирогова Е. В. О концепции управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения // Вестник университета. 2023. №1. С. 48–55.

Попова Л. А., Фадеева И. М., Юрлова Е. М. Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками // Огарёв-Online. 2017. №5(94). С. 10.

Попова Е. С. Молодежь на рынке труда: смена профессии как адаптация к новой экономике // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сборник статей Международного форума «Будущее сферы труда: достойный труд для всех» (г. Уфа, 4–5 февраля 2019 г.) / Под ред. Г. Р. Баймурзиной, Р. М. Валиахметова. Уфа: Мир Печати, 2019. С. 233–238.

Прохорова А. А., Телегина Ю. С., Бало-ва С. Л. Продвижение образовательных услуг в России на современном этапе // Colloquium-journal. 2019. №13-10(37). С. 250–255.

Пухова А. Г., Беляева Т. К., Толкунова С. Г., Курбатова А. С. Современный молодежный рынок труда: проблемы и пути их решения // Economic consultant. 2018. №2(22). C. 3–9.

Рудаков В. Н., Рощина Я. М., Битокова Л. А. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. 2019. №1(133). 84 с.

Савенкова Ю. С., Советкина А. А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konkurentosposobnostyu-vuza-v-sovremennyh-sotsialno (дата обращения: 20.09.2023).

Скотт П. Международное высшее образование и «неолиберальный разворот» [Электронный ресурс] // Международное высшее образование. 2017. №84. 36 с. URL: https://www.hse.ru/data/2016/03/01/1125131356/WHE_11_view.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

Тумашев А. Р., Котенкова С. Н., Тумашева М. В. Экономическая теория в двух частях. Часть I. Введение в экономическую науку // Микроэкономика: Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей. Казань: Казанский университет, 2011. 204 с.

Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. №9. С. 37–38.

Хлабыстова Н. В. Рынок образовательных услуг: привлечение абитуриентов как потребителей образовательных услуг // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. №1. С. 76–78. DOI:10.31775/2305-3100-2020-1-76-78.

Ahmad T. Scenario based approach to re-imagining future of higher education which prepares students for the future of work // Higher Education. Skills and Work-Based Learning. 2020. Vol. 10. №1. Pp. 217–238. DOI:10.1108/HESWBL-12-2018-0136.

Noui R. Higher education between massification and quality // Higher Education Evaluation and Development. 2020. Vol. 14. №2. Pp. 93–103. DOI: 10.1108/HEED-04-2020-0008.

Pizarro Milian R., Davies S. Forecasting the impacts of the «future of work» on universities: a sociological perspective // On the Horizon. 2020. Vol. 28. №1. Pp. 63–71. DOI: 10.1108/OTH-11-2019-0080.

Starr-Glass D. Encouraging engagement: video-conference augmentation of online distance learning environments // On the Horizon. 2020. Vol. 28. №3. Pp. 125–132. DOI:10.1108/OTH-06-2020-0020.

Wang Q., Liu J. Teaching for the future: a transnational university practice // On

Загрузки

Опубликован

2024-01-18

Как цитировать

Бельчик, Т. А., & Попкова, Е. Г. (2024). КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ И ПРЕСТИЖНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(6), 275–292. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-6-275-292

Выпуск

Раздел

Проблемы развития высшей школы