ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕНЕДЖЕРИСТСКИХ ПРАКТИК В ФОРМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Авторы

  • Оксана Владимировна Богданова Социально ориентированная автономная некоммерческая организация «Первый консалтинговый институт социально-экономического развития»

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-6-293-301

Ключевые слова:

дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, высшее образование, менеджеризм, имитационные практики, качество образования, компетенции

Аннотация

Целью исследования является выявление противоречивости при нарастании темпов внедрения и применения в сфере высшего образования программ дополнительного профессионального образования.

Методологической базой исследования является формирующаяся в отечественной социологии методология критического анализа государственного менеджеризма, изложенная в работах А. В. Дятлова, В. В. Ковалева, а также выработанные аналитические инструменты в зарубежной традиции социальных исследований, обобщенные в монографии Т. Кликауера. Основным эмпирическим методом стало изучение аналитической литературы по заявленному предмету.

Результаты исследования. Выявлено три основных тенденции развития дополнительного профессионального образования в российских вузах: во‑первых, общественный запрос на подобный образовательный продукт; во‑вторых, участие в цифровизации, ставшей одной из основных внутриполитических стратегий Российской Федерации; и, в‑третьих, расширение финансирования за счет рассматриваемых образовательных услуг приносит многим университетам существенную долю в доходной части бюджета. Но интенсификация такой отрасли деятельности приводит к расщеплению получаемых знаний и навыков в вузах на ряд компетенций, что снижает качество образования и приводит к институциональным ловушкам, несоответствию цели и средств в социальном институте высшего образования. Найденную социальную проблему предлагается решить при помощи изменения роли университетов на рынке дополнительных образовательных услуг.

Перспективы исследования связаны с продвижением менеджеристской методологической матрицы в новые области общественного сектора, позволяя выявить новые социальные проблемы или решить старые, иначе концептуализируя эмпирическое поле и устоявшиеся способы рассмотрения положения дел в социальных институтах, связанных с производством и распределением общественного блага.

Библиографические ссылки

Андреева Н. В., Гавриченко Е. В. Струк-турные изменения в сфере образовательных учреждений как основа для использования трудовых ресурсов в контексте цифровизации страны // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. №11(121). С. 58–65.

Вольчик В. В., Корытцев М. А., Маслюкова Е. В. Институты и идеология менеджеризма в сфере высшего образования и науки // Управленец. 2019. Т. 10. №6. С. 15–27.

Вольчик В. В., Маскаев А. И. Неявное знание, научные исследования и экономическое развитие // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2016. №7(1). С. 6–18.

Вольчик В. В., Фурса Е. В., Ширяев И. М., Зотова Т. А., Кот В. В. Институциональная и организационная структуры дополнительного профессионального образования в Ростовской области // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2016. №4. С. 78–91.

Дятлов А. В., Ковалев В. В., Асланов Я. М. Методологический конструкт исследования менеджеристских инструментов обеспечения эффективности муниципального управления // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2021. №4. С. 23–35.

Казанцев О. А. Картографирование менеджеризма и менеджеризация школы: от описания метода к пониманию предмета // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12. №4(62). С. 215–230.

Капогузов Е. А. Новый государственный менеджмент: теоретическая основа и проблема импорта в России // Национальные приоритеты России. 2012. №2(7). С. 47–53.

Ковалев В. В., Дятлов А. В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение // Вестник университета. 2023. №7. С. 24–32.

Ковалев В. В., Лацвеева А. В. Качество высшего образования и необходимость его изменения в условиях онлайн обучения (по оценкам преподавателей и студентов российских вузов) // Caucasian Science Bridge. 2021. №4(4). С. 60–68.

Нотова С. В., Подосенова И. А. Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №8-9. С. 134–143.

Паничкина М. В., Масыч М. А., Бечвая М. Р. Экономическое содержание платных образовательных услуг в системе нормативного финансирования вузов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. №1(150). С. 214–220.

Струминская Л. М., Богданчикова Е. Н. Компетентностный подход и проблемы его реализации в высшей школе // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. №2. С. 3788–3797.

Deem R. «New Managerialism» and higher education: the management of performances and cultures in universities in the United Kingdom // International Studies in Sociology of Education. 1998. Vol. 8. №1. Pр. 47–70.

Klikauer T. The Language of Managerialism. Organizational Communication or an Ideological Tool? Cham: Palgrave Macmillan, 2023. 257 p.

Osborne, D., Gaebler, T. Reinventing Government: How the enterprencurial spirit is transforming the public sector. N. Y.: Addison-Wesley, 1992. 420 p.

Загрузки

Опубликован

2024-01-18

Как цитировать

Богданова, О. В. (2024). ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕНЕДЖЕРИСТСКИХ ПРАКТИК В ФОРМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(6), 293–301. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-6-293-301

Выпуск

Раздел

Проблемы развития высшей школы