СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО СВОЕОБРАЗИЯ РОССИИ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-1-175-184Ключевые слова:
цивилизация, сакральные ценности, аксиологический подход, неокантианская философия, социокультурный подход, социокультурная триада, ценностное ядро культуры, цивилизационная идентичностьАннотация
Целью исследования является сравнительный анализ существующих теоретико-методологических подходов и парадигм социально-философского изучения ценностей как основы цивилизационного своеобразия обществ и в частности России.
Методологическую базу исследования составляют методы сравнительного анализа и метаметодологической рефлексии.
Результаты исследования. В условиях усложнения мировой обстановки и роста международной напряженности актуальным становится анализ особенностей и специфических характеристик цивилизаций. В свете этого большое значение приобретает поиск методологии, ориентированной на понимание цивилизационных различий в мировом пространстве. Обычно предпочтительным является обращение к цивилизационному подходу. Речь идет о необходимости цивилизационной рефлексии и укрепления национальной цивилизационной идентичности, что становится актуальным вызовом для общества. В построении основы цивилизации важную роль играют сакральные ценности, формирующие коллективную ментальность. Анализ цивилизационно-культурных ценностей в настоящее время требует использования широкого спектра теоретических подходов и парадигм, взаимодействующих для решения разнообразных исследовательских задач. Среди выделяемых автором наиболее значимых подходов и парадигм отмечается цивилизационный подход, дающий возможность исследования объективных факторов, таких как природные особенности, климатические условия, этногенез и другие предпосылки исторического развития цивилизационных особенностей: аксиологический подход, основывающийся на выделении и анализе базовых сакральных ценностей, принадлежащих культурному ядру цивилизации; социокультурный подход, ориентирующий на рассмотрение базовых ценностей цивилизации в контексте социокультурной динамики, глобального влияния и процесса глобализации в контексте анализа социокультурной триады, объединяющей социальные и культурные аспекты общества; подход, основанный на конструктивистской парадигме, для исследования процессов формирования и направленного конструирования цивилизационной идентичности как субъективного элемента цивилизации. Элементы различных подходов, несмотря на их различия, оказываются совместимыми и необходимы в силу сложности цивилизационной проблематики, которая не поддается редукции.
Библиографические ссылки
Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 804 с.
Браславский Р., Козловский В. Цивилизационное измерение структурирования обществ // Социологическое обозрение. 2021. Т. 20. №1. С. 148–175.
Ершов В. Л. Философские основы аксиологического подхода в образовании // Вестник СВФУ. 2011. №3. С. 107–111.
Загирняк М. Ю. Понятие ценности у Г. Риккерта и его интерпретация в философии С. И. Гессена // Кантовский сборник. 2012. №1. С. 40–44.
Каспэ С. И. Назад к Шилзу: социальные науки, политическая реальность и парадокс безблагодатной харизмы // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2011. №1(60). С. 5–18.
Кривопусков В. В. «Русский мир» как ориентир цивилизационной идентификации и социальной интеграции россиян: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Южный федеральный университет. Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. 38 с.
Лавлинский С. Г. Аксиологическая парадигма раскрытия сущности культуры // Аналитика культурологии. 2009. №14. С. 53–58.
Прозорова Ю. А. Концептуальные ресурсы цивилизационного анализа в изучении постсоветских трансформаций в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. №2. С. 70–87.
Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. №4. С. 14–34.
Федотова В. Г. Роль модернизации в цивилизационном проекте для России // Вопросы социальной теории. 2020. Т. 12. С. 222–236.