СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Авторы

  • Юлия Геннадьевна Тищенко Ростовский государственный медицинский университет
  • Наталья Юрьевна Ковалева Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Ирина Александровна Тищенко Шахтинский автодорожный институт (филиал), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-1-205-212

Ключевые слова:

педагогическое общение субъектов образовательного процесса, речевое взаимодействие педагога и обучающихся

Аннотация

Цель исследования состоит в выделении социально-психологических особенностей процесса педагогического общения, оказывающих существенное влияние на характер его протекания и эффективность, а также в разработке теоретического курса, направленного на формирование у преподавателей определенных знаний в области социальной педагогической психологии.

Методологическая база исследования: интерпретация процесса обучения как процесса педагогического общения субъектов — обучающего и обучающихся; трактовка педагогического общения как частного случая общения; основные положения теории речевой деятельности А. А. Леонтьева.

Результаты исследования: выделены социально-психологические особенности процесса педагогического общения, учет которых необходим при его (процесса) конструировании; разработан теоретический курс направленной коррекции коммуникативной деятельности педагогов.

Перспективы исследования: разработка практического курса направленной коррекции непродуктивных навыков коммуникативного взаимодействия у практикующих педагогов.

Библиографические ссылки

Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2014. 363 c.

Андриевская В. В. О планировании смысла высказывания // Сборник тезисов: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований / Под ред. А. А. Бодалева. Л.: [б. и.], 1973. С. 6–7.

Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 1999. 224 с.

Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора. М.: [б. и.], 1975. 44 с.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М.: Изд-во МГУ, 1992. 238 с.

Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 367 с.

Леонтьев А. А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. 240 с.

Малышев А. А. Психология и бизнес: умение убедительно воздействовать речью. Ужгород: Патент, 1994. 88 с.

Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс; Прогресс-академия, 1995. 416 с.

Тищенко И. А. Теоретические основы моделирования коммуникативного взаимодействия субъектов в условиях профессиональной педагогической деятельности: монография / Южно-Российский государственный технический ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. 121 с.

Тищенко И. А. Возможности направленной коррекции коммуникативной деятельности преподавателей технического вуза // В мире научных открытий. 2010. №4(10). Ч. 4. С. 191–194.

Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Саратов: Вузовское образование, 2014. 390 c.

Загрузки

Опубликован

2024-03-05

Как цитировать

Тищенко, Ю. Г., Ковалева, Н. Ю., & Тищенко, И. А. (2024). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 17(1), 205–212. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-1-205-212

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы науки и образования