СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-1-205-212Ключевые слова:
педагогическое общение субъектов образовательного процесса, речевое взаимодействие педагога и обучающихсяАннотация
Цель исследования состоит в выделении социально-психологических особенностей процесса педагогического общения, оказывающих существенное влияние на характер его протекания и эффективность, а также в разработке теоретического курса, направленного на формирование у преподавателей определенных знаний в области социальной педагогической психологии.
Методологическая база исследования: интерпретация процесса обучения как процесса педагогического общения субъектов — обучающего и обучающихся; трактовка педагогического общения как частного случая общения; основные положения теории речевой деятельности А. А. Леонтьева.
Результаты исследования: выделены социально-психологические особенности процесса педагогического общения, учет которых необходим при его (процесса) конструировании; разработан теоретический курс направленной коррекции коммуникативной деятельности педагогов.
Перспективы исследования: разработка практического курса направленной коррекции непродуктивных навыков коммуникативного взаимодействия у практикующих педагогов.
Библиографические ссылки
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2014. 363 c.
Андриевская В. В. О планировании смысла высказывания // Сборник тезисов: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований / Под ред. А. А. Бодалева. Л.: [б. и.], 1973. С. 6–7.
Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 1999. 224 с.
Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора. М.: [б. и.], 1975. 44 с.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М.: Изд-во МГУ, 1992. 238 с.
Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 367 с.
Леонтьев А. А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. 240 с.
Малышев А. А. Психология и бизнес: умение убедительно воздействовать речью. Ужгород: Патент, 1994. 88 с.
Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс; Прогресс-академия, 1995. 416 с.
Тищенко И. А. Теоретические основы моделирования коммуникативного взаимодействия субъектов в условиях профессиональной педагогической деятельности: монография / Южно-Российский государственный технический ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. 121 с.
Тищенко И. А. Возможности направленной коррекции коммуникативной деятельности преподавателей технического вуза // В мире научных открытий. 2010. №4(10). Ч. 4. С. 191–194.
Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Саратов: Вузовское образование, 2014. 390 c.