ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Авторы

  • Мария Владиславовна Шенеман Иркутский государственный университет
  • Ольга Борисовна Истомина Иркутский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-1-213-223

Ключевые слова:

дошкольное образование, детское здоровье, здоровьесбережение, педагогическая компетентность

Аннотация

Целью исследования является анализ взаимодействия педагогических работников (воспитателей) и родителей (законных представителей) обучающихся в дошкольном образовательном учреждении по вопросам реализации здоровьесберегающей среды.

Методологическая основа исследования базируется на принципах диалектического, содержательного, системного, личностно-ориентированного, деятельностного и качественно-количественного подходов. В ходе исследования была использована система взаимодополняющих и корректирующих друг друга методов: общелогических (анализ, синтез), эмпирических (наблюдение, опрос в форме анкетирования, описание) и социологических (контент-анализ, опосредованное наблюдение, анкетирование).

Результаты исследования. На основе углубленного анализа данных об уровне результативности здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении, полученных в ходе эмпирического исследования, авторы определяют особенности взаимодействия детского сада и семей воспитанников в области здоровьеохранения. Особое внимание уделено изучению уровня сформированности здоровьесберегающих компетенций у педагогов как важных взрослых в жизни детей дошкольного возраста. Критерии оценивания — когнитивно-информационный, деятельностно-технологический, мотивационно-личностный. Делается вывод о возможных причинах снижения сохранности детского здоровья.

Перспективы результатов исследования видятся в их применении на практике разрабатывающейся программы здоровьесбережения с целью вовлечения всех субъектов образования в её реализацию. Материалы исследования будут полезны практикам административно-управленческого аппарата в проектировании социально-экономических, социокультурных компонентов программ повышения качества образования за счет повышения вовлеченности родителей в образовательный процесс на уровне общеобразовательной организации, муниципалитета и региона.

Библиографические ссылки

Абакумова Ю. Г. Ресурсы и возможности здоровьесберегающих педагогических технологий, влияющих на формирование здоровьесберегающей компетентности будущего педагога // Наука. 2020. №2. С. 149–153.

Абаскалова Н. П. Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт. Обнинск: Интеллект будущего, 2013. 280 с.

Ведерникова Ю. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по формированию здоровьесберегающей среды // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. 2014. №3. С. 31–33.

Виленский М. Я. Образовательные ценности физической культуры в высшей школе: содержание, свойства, функции // Физическая культура и здоровье. 2017. №1. С. 62–67.

Вялова Н. В. О проблеме формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области здоровьесбережения детей / Н. В. Вялова, О. С. Шутова // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». 2020. №1. С. 147–153.

Зайцев Г. К. Валеология. Культура здоровья: книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. Самара: Бахрах-М, 2003. 268 с.

Карабаева С. И. Мониторинг готовности педагогов дошкольного образования к реализации здоровьесберегающих технологий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №1. С. 237–244.

Огурцова И. А. Исследование уровня компетентности родителей, педагогов и детей в области здоровьесбережения (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. №8. С. 24–26.

Чедов К. В. Модель регионального кластера совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов / К. В. Чедов, Р. А. Солоницин // Современные проблемы науки и образования. 2022. №2. С. 20–29.

Чупаха И. В. Научно-методическая работа педагогов по здоровьесберегающим технологиям в комплексе «Детский сад — начальная школа»: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2002. 173 с.

Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.

Merrill S. M. Parent Engagement in Education: Strategies for Success // April 2010. DOI: 10.13140/RG.2.1.2744.2963.

Tinsley B. J. How children learn to be healthy. Cambridge, UK; New York: Cambridge University Press, 2003. 204 p. DOI: https://www.researchgate.net/publication/266406013_How_Children_Learn_to_Be_Healthy.

Wolraich M. L. Screen time and young children: Promoting health and development in a digital world // Paediatrics & Child Health. 2017. Vol. 22. Issue 8. Pр. 461–468. DOI: https://doi.org/10.1093/pch/pxx123.

Загрузки

Опубликован

2024-03-05

Как цитировать

Шенеман, М. В., & Истомина, О. Б. (2024). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 17(1), 213–223. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-1-213-223

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы науки и образования