ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕНЕДЖЕРИСТСКИХ ПРАКТИК В ФОРМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авторы

  • Константин Викторович Воденко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Оксана Владимировна Богданова Социально ориентированная автономная некоммерческая организация «Первый консалтинговый институт социально-экономического развития»

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-6-16

Ключевые слова:

дополнительное образование, школьное образование, школа как социальный институт, менеджеризм, платные образовательные услуги

Аннотация

Целью исследования является изучение институциональных возможностей и ограничений внедрения такого управленческого инструмента и такой педагогической практики, как платные образовательные услуги в виде программ дополнительного образования в общеобразовательную школу, а также определение, насколько негативное или позитивное воздействие оказывает эта модификация на ход обучения и общее функционирование школьных организаций как центральных элементов в социальном институте общего образования.

Методологической базой исследования является менеджеристская методология, сформированная на неоинституционализме Д. Норта и в отечественной социологической и экономической традиции продолженная В. В. Вольчиком, М. В. Курбатовой, А. Б. Понамаревым и т. д. Кроме того, применяется инструментарий сравнительного анализа среди ранее проведенных исследований и эмпирических источников.

Результаты исследования. В ходе обзорного исследования с применением основ менеджеристской методологии были выявлены реальные и потенциальные дисфункции в работе общеобразовательной российской школы при использовании и внедрении платных услуг дополнительного образования, а именно: смещение мотивации поведения руководителей школ и учителей от традиционно-просветительских к «бизнес-мышлению», перерасходы материальных, временных и кадровых ресурсов, противоречия и ограничения на полноценное развитие рыночными методами качества дополнительного образования, возможность возникновения имитационных практик и занятия программами дополнительного образования в ущерб основному обучению.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшем поиске причин наличных для общего, дополнительного и высшего образования в современной России социальных проблем через обоснование и понимание их посредством применения менеджеристской методологии и формирования соответствующих практических рекомендаций для корректирования ситуации на рынке образовательных услуг.

Библиографические ссылки

Бердашкевич А. П., Тихомирова Н. В. Образовательные стандарты и непрерывное образование // Народное образование. 2011. №2. С. 11–19.

Богданова О. В. Институциональные ограничения интенсификации распространения менеджеристских практик в форме дополнительного образования в российских университетах // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. №6. С. 165–173.

Вольчик В. В. Возрастающая отдача и российская инновационная система // Управление наукой: теория и практика. 2022. №4(4). С. 88–116.

Гайдай А. Н., Куломзина Е. Ю. Внебюджетные источники финансового обеспечения образовательных организаций // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2022. №4(34). С. 143–148.

Гришанова О. А., Соколова Е. Ю. Инвестиционная составляющая в цене платной образовательной услуги // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2012. №1. С. 46–52.

Казанцев О. А. Картографирование менеджеризма и менеджеризация школы: от описания метода к пониманию предмета // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12. №4(62). С. 215–230.

Казанцев О. А. «Менеджеризация» общего образования: к постановке проблемы // Caucasian Science Bridge. 2023. №1(19). С. 96–103.

Курбатова М. В., Левин С. Н. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013. №5(1). С. 55–80.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.

Павленко К. В., Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Сивак Е. В. Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты // Вопросы образования. 2019. №2. С. 241–261.

Понамарев А. Б. Барьеры достижения общественной состоятельности института сити-менеджмента // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. №1. С. 279–283.

Собкин В. С., Калашникова Е. А. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2018. №1(29). С. 63–76.

Туркот Ю. В., Понамарев А. Б. Потребители муниципальных услуг ЮФО об эффективности менеджеристской модели управления // Гуманитарий Юга России. 2021. №12(5). С. 230–239.

Aspromourgos T. The managerialist university: an economic interpretation // Australian Universities’ Review. 2012. Vol. 54. №2. Pр. 44–49.

Houtum v. H., Uden v. A. The autoimmunity of the modern university: How its managerialism is self-harming what it claims to protect // Organization. 2022. Vol. 29. №1. Pр. 197–208.

Lynch K. New Managerialism: The Impact on Education // Concept. 2014. Vol. 5. №3. Pр. 1–11.

Загрузки

Опубликован

2024-05-30

Как цитировать

Воденко , К. В., & Богданова, О. В. (2024). ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕНЕДЖЕРИСТСКИХ ПРАКТИК В ФОРМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 17(2), 6–16. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-6-16

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы науки и образования