СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПЕДАГОГОВ: ПОЧЕМУ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ СОХРАНЯЕТСЯ ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Авторы

  • Маргарита Сергеевна Астоянц Южный федеральный университет
  • Лариса Викторовна Тарасенко Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-17-28

Аннотация

Цель исследования: на основе анализа социально-профессионального самочувствия педагогического сообщества, в том числе удовлетворенности работников образовательных организаций жизнью и профессиональной деятельностью, выявить представления педагогов о социальной значимости педагогической деятельности, проанализировать мотивации профессионального выбора педагогов и возможные способы ее повышения.

Методы исследования. Эмпирической базой исследования послужили результаты заочного анкетирования методом онлайн-опроса, в котором приняли участие 1290 сотрудников педагогических организаций Ростовской области, в том числе 700 сотрудников общеобразовательных организаций — учителей и представителей администрации школ.

Результаты исследования. В ходе исследования определены позитивные факторы, способствующие сохранению вовлеченности в работу, устойчивости к негативным воздействиям, а также деструктивные факторы, создающие риски профессионального выгорания и как следствие порождающие проблему дефицита педагогических кадров. Авторами выявлен комплекс проблем нематериального характера, решения которых позволит улучшить кадровую ситуацию в российских школах.

Перспективы исследования заключаются в возможности проведения мониторинга социально-профессионального самочувствия учителей Ростовской области для принятия управленческих решений в целях снижения остроты проблемы дефицита педагогических кадров.

Библиографические ссылки

Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования: 2020. М.: ВШЭ, 2020. 257 с.

Зубов Н. Н. Как руководить педагогами. М.: АРКТИ, 2002. 144 с.

Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. №5. С. 14–25.

Красношлыкова О. Г. и др. Престиж профессии педагога как ресурс повышения удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник Самарского государственного технического университета. 2018. №4(40). С. 98–110.

Логинов Д. М., Токарева Г. С., Авраамова Е. М., Клячко Т. Л. Эффективность школьного образования: позиция учителей. РАНХиГС. М.: Дело, 2017. 77 с.

Панфилова Ю. С. Социально-профессиональное самочувствие медицинских работников красной зоны (на материалах Ростовской области) // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества. Материалы VI Всероссийской научной конференции (с международным участием) молодых ученых. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2022. С. 100–105.

Пинская М. А., Евстигнеева Н. В., Бысик Н. В., Косарецкий С. Г., Звягинцев Р. С. Как меняются условия работы и профессиональное самочувствие учителей? М.: НИУ ВШЭ, 2017. 33 с.

Собкин В. С., Адамчук Д. В. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. M.: ИУО РАО, 2016. 214 с.

Соболева Н. Э. Факторы, влияющие на вклад удовлетворенности работой в удовлетворенность жизнью в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. №1. С. 368–390.

Социально-профессиональное самочувствие сотрудников ЮФУ: анализ вовлеченности и удовлетворенности (2020–2021 гг.): препринт / Под ред. Е. В. Михалкиной, Л. С. Скачковой. Ростов н/Д — Таганрог, 2021. 222 с.

Социологический портрет педагогических работников Ростовской области: монография / М. С. Астоянц, В. Г. Гайворонский, С. А. Дюжиков, Л. В. Тарасенко. Южный федеральный университет. Ростов н/Д — Таганрог, 2023. 118 с.

Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад / Т. А. Мерцалова, С. Г. Косарецкий, К. М. Анчиков и др. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 96 с.

Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям: информационный бюллетень / С. И. Заир-Бек, К. М. Анчиков. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 44 с.

Carlo A., Michel A., Chabanne J. C., Bucheton D., Demougin P., Gordon J., Sellier M., Udave J. P., Valette S. Study on Policy Measures to improve the Attractiveness of the Teaching Profession in Europe [Electronic resource]. European Commission, Directorate General For Education and Training. 2013. 80 p. URL: http://ec.europa.eu/assets/eac/education/library/study/2013/teaching-pr ofession1_en.pdf.

Klassen R., Tze V. M. C. Teachers’ Self-efficacy, Personality, and Teaching Effectiveness: A Meta-analysis // Educational Research Review. 2014. Vol. 12. Pp. 59–76. DOI: 10.1016/j.edurev.2014.06.001.

Klassen R. M., Bong M., Usher E. L., Chong W. H., Huan V. S., Wong I. Y. F., Georgiou T. Exploring the Validity of a Teachers’ Self-efficacy Scale in Five Countries // Contemporary Educational Psychology. 2009. Vol. 34 (1). Pp. 67–76. DOI: 10.1016/J.CEDPSYCH.2008.08.001.

Klusmann U., Kunter M., Trautwein U., Lüdtke O., Baumert J. Teachers’ Occupational Well-being and Quality of Instruction: The Important Role of Self-regulatory Patterns // Journal of Educational Psychology. 2008. Vol. 100(3). Pp. 702–715. DOI: 10.1037/0022-0663.100.3.702.

McKenzie P., Santiago P., Sliwka A., Hase H. Teachers Matter: Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers. Paris: OECD Publishing, 2005. 244 p.

Schleicher A. Valuing our teachers and raising their status: How communities can help, international summit on the teaching profession. Paris: OECD Publishing, 2018. 113 p. DOI:

https://doi.org/10.1787/9789264292697-en.

Загрузки

Опубликован

2024-05-30

Как цитировать

Астоянц, М. С., & Тарасенко, Л. В. (2024). СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПЕДАГОГОВ: ПОЧЕМУ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ СОХРАНЯЕТСЯ ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 17(2), 17–28. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-2-17-28

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы науки и образования