ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-4-14-21Ключевые слова:
образовательный процесс; дистанционное образование; дистанционное обучение; цифровизация высшего образования; дистанционные образовательные технологии; электронная информационно-образовательная среда; образовательные инструменты; образовательная деятельностьАннотация
Целью исследования является анализ существующих проблем в сфере современного вузовского дистанционного образования и определение перспектив развития дистанционного обучения в высших учебных заведениях с учетом опыта применения соответствующих методик в период пандемии коронавируса в 2020 г. в России, их достоинств и недостатков, выделяемых на основе изучения отношения к ним со стороны профессорско-преподавательского состава и студентов.
Методологическую основу исследования составляют системный, синергетический, кибернетический, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к проблеме дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях. Теоретической основой послужили положения специалистов в области применения дистанционных образовательных технологий в образовании. В качестве источниковой базы использовались нормативно-правовые акты в области образования, монографии, материалы конференций, диссертационные исследования, а также материалы всероссийских социологических исследований, посвященных отношению преподавателей и студентов к различным аспектам дистанционного обучения.
Результаты исследования. Опыт активного применения дистанционных методов обучения в современной российской высшей школе в период пандемии 2020 г. свидетельствует о наличии наряду с определенными достоинствами существенных недостатков системы дистанционного обучения, на что явно указывают результаты эмпирических исследований, проведенных в ряде ведущих отечественных университетов. Основными субъектами образовательного процесса качество дистанционного обучения в целом оценивается как более низкое по сравнению с традиционными методиками: многими респондентами, в частности, было отмечено в качестве существенного недостатка дистанционного обучения отсутствие прямого визуального контакта и непосредственного взаимодействия преподавателя со студентами, что обуславливает невозможность осуществления контроля за поведением обучающихся во время занятий и экзаменов. Кроме того, серьезным изъяном дистанционного обучения является отсутствие возможности осуществлять эффективное воспитательное воздействие на обучающихся, что также является значимой целью учебного процесса в вузах. В силу этих причин дистанционное обучение призвано не замещать, а дополнять и обогащать существующие форматы взаимодействия студентов и преподавателей.
Перспективу исследования составляет дальнейшее социологическое исследование приобретаемого опыта применения дистанционного обучения в современных российских университетах с целью определения оптимального соотношения используемых технологий обучения, совершенствования вузовских образовательных программ и улучшения информационного ресурсного обеспечения учебного процесса.
Библиографические ссылки
Гафиатулина Н. Х., Касьянов В. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Российское общество в условиях самоизоляции. Социальные эффекты и последствия пандемии covid-19. Монография. — Москва, 2020.
Гафиатулина Н. Х., Касьянов В. В., Самыгин С. И. Социальный иммунитет российского общества в условиях угрозы коронавируса: риски социокультурной травматизации // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9. — No2. — С. 147–158.
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. No2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_173677. (Дата обращения: 25.07.2020 г).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск No303 (5976). 31 декабря 2012 г.
Ребышева Л. В., Васильченко Е. В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — No2-2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.science-education.ru/ru/article/view?id=22704. (Дата обращения: 25.07.2020 г.).
Костяев С. Как преподаватели комментируют переход на дистанционное обучение и что с этим делать // Новая газета. Выпуск No38. 10 апреля 2020 г.
Касьянов В. В., Гафиатулина Н. Х., Самыгин С. И. Особенности и проблемы социального поведения в условиях режима самоизоляции российского населения // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9. — No2. — С. 51–63.
Касьянов В. В., Гафиатулина Н. Х., Самыгин С. И. Киберсоциализация как рискогенный фактор влияния на социальное здоровье российской молодежи в эпоху цифровых технологий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2019. — No6.
Померанцева Н. Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение // Ведомости. 28 мая 2020 г.
Совещание по текущей ситуации в системе образования. 21 мая 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. kremlin.ru›events/president/news/63376. (Дата обращения: 25.07.2020 г.).
Сигаркина Л. Н. Педагогические пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — М., 2007.