ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы

  • Игорь Венальевич Бушуев Ростовский юридический институт МВД России (филиал), г. Волгодонск, Россия
  • Юлия Борисовна Нектаревская Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
  • Олег Николаевич Толстокора Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-4-14-21

Ключевые слова:

образовательный процесс; дистанционное образование; дистанционное обучение; цифровизация высшего образования; дистанционные образовательные технологии; электронная информационно-образовательная среда; образовательные инструменты; образовательная деятельность

Аннотация

Целью исследования является анализ существующих проблем в сфере современного вузовского дистанционного образования и определение перспектив развития дистанционного обучения в высших учебных заведениях с учетом опыта применения соответствующих методик в период пандемии коронавируса в 2020 г. в России, их достоинств и недостатков, выделяемых на основе изучения отношения к ним со стороны профессорско-преподавательского состава и студентов.

Методологическую основу исследования составляют системный, синергетический, кибернетический, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к проблеме дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях. Теоретической основой послужили положения специалистов в области применения дистанционных образовательных технологий в образовании. В качестве источниковой базы использовались нормативно-правовые акты в области образования, монографии, материалы конференций, диссертационные исследования, а также материалы всероссийских социологических исследований, посвященных отношению преподавателей и студентов к различным аспектам дистанционного обучения.

Результаты исследования. Опыт активного применения дистанционных методов обучения в современной российской высшей школе в период пандемии 2020 г. свидетельствует о наличии наряду с определенными достоинствами существенных недостатков системы дистанционного обучения, на что явно указывают результаты эмпирических исследований, проведенных в ряде ведущих отечественных университетов. Основными субъектами образовательного процесса качество дистанционного обучения в целом оценивается как более низкое по сравнению с традиционными методиками: многими респондентами, в частности, было отмечено в качестве существенного недостатка дистанционного обучения отсутствие прямого визуального контакта и непосредственного взаимодействия преподавателя со студентами, что обуславливает невозможность осуществления контроля за поведением обучающихся во время занятий и экзаменов. Кроме того, серьезным изъяном дистанционного обучения является отсутствие возможности осуществлять эффективное воспитательное воздействие на обучающихся, что также является значимой целью учебного процесса в вузах. В силу этих причин дистанционное обучение призвано не замещать, а дополнять и обогащать существующие форматы взаимодействия студентов и преподавателей.

Перспективу исследования составляет дальнейшее социологическое исследование приобретаемого опыта применения дистанционного обучения в современных российских университетах с целью определения оптимального соотношения используемых технологий обучения, совершенствования вузовских образовательных программ и улучшения информационного ресурсного обеспечения учебного процесса.

Биографии авторов

Игорь Венальевич Бушуев , Ростовский юридический институт МВД России (филиал), г. Волгодонск, Россия

полковник полиции, начальник кафедры общеправовых дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России

Юлия Борисовна Нектаревская, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

доцент, заведующая кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ)

Олег Николаевич Толстокора , Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

старший преподаватель кафедры физической культуры Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Гафиатулина Н. Х., Касьянов В. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Российское общество в условиях самоизоляции. Социальные эффекты и последствия пандемии covid-19. Монография. — Москва, 2020.

Гафиатулина Н. Х., Касьянов В. В., Самыгин С. И. Социальный иммунитет российского общества в условиях угрозы коронавируса: риски социокультурной травматизации // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9. — No2. — С. 147–158.

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. No2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_173677. (Дата обращения: 25.07.2020 г).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск No303 (5976). 31 декабря 2012 г.

Ребышева Л. В., Васильченко Е. В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — No2-2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.science-education.ru/ru/article/view?id=22704. (Дата обращения: 25.07.2020 г.).

Костяев С. Как преподаватели комментируют переход на дистанционное обучение и что с этим делать // Новая газета. Выпуск No38. 10 апреля 2020 г.

Касьянов В. В., Гафиатулина Н. Х., Самыгин С. И. Особенности и проблемы социального поведения в условиях режима самоизоляции российского населения // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9. — No2. — С. 51–63.

Касьянов В. В., Гафиатулина Н. Х., Самыгин С. И. Киберсоциализация как рискогенный фактор влияния на социальное здоровье российской молодежи в эпоху цифровых технологий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2019. — No6.

Померанцева Н. Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение // Ведомости. 28 мая 2020 г.

Совещание по текущей ситуации в системе образования. 21 мая 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. kremlin.ru›events/president/news/63376. (Дата обращения: 25.07.2020 г.).

Сигаркина Л. Н. Педагогические пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — М., 2007.

Загрузки

Опубликован

2020-09-15

Как цитировать

Бушуев , И. В., Нектаревская, . Ю. Б., & Толстокора , О. Н. (2020). ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 13(4), 14–21. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-4-14-21

Выпуск

Раздел

Проблемы развития высшей школы