РЕСУРСЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Александра Владимировна Лацвеева Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-53-63

Ключевые слова:

Ключевые слова: онлайн-обучение; качество высшего образования; цифровизация; массовые открытые онлайн-курсы.

Аннотация

Цель исследования заключается в изучении ресурсов онлайн-обучения в обеспечении качества высшего образования.

Методология исследования базируется на современных междисциплинарных исследованиях сферы высшего образования и основных идеях современной социологии образования.

Результаты исследования. Оценка ресурсов онлайн-обучения в контексте их использования как возможностей достижения качества высшего образования позволила выделить три направления, в рамках которых имеются принципиальные различия, имеющие следующие проявления: 1) приемлемое качество высшего образования можно обеспечить в режиме онлайн-обучения уже сейчас; 2) качество образования можно обеспечить в будущем при решении ряда проблемных вопросов, возникающих в настоящее время в ходе образовательного процесса при онлайн-обучении; 3) качество обучения в режиме онлайн уступает классическому, т.к. имеет ограниченный объем ресурсов.

Дальнейшие перспективы исследования. Несмотря на широкую представленность проблемы большим количеством подходов и направлений, она содержит целый ряд лакун, без заполнения которых невозможно решить вопрос о ресурсах онлайн-обучения в достижении качества образования в высшей школе. Прежде всего, это отсутствие внятной дефиниции онлайн-обучения, недостаточно ясное понимание того, на какие виды оно распадается в реальных образовательных практиках и на каком уровне качества эти виды онлайн-обучения способны поддерживать образовательный процесс в высшей школе.

Биография автора

Александра Владимировна Лацвеева, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

аспирант Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова»

Библиографические ссылки

Miri Barak, Abeer Watted, Hossam Haick. Motivation to learn in massive open online courses: Examining aspects of language and social engagement // Computers & Education. – 2016. – №94. – P. 49-60.

Kizilcec R. F., Schneider E. Motivation as a Lens to Understand Online Learners // ACM Transactions on Computer-Human Interaction 22, 2. – Article 6 (March 2015). – 24 p.

Watters A. The MOOC Revolution that was not // The Daily Spot. – August 23, 2015. – P. 2-3.

Clark P. Academics are Down on MOOCs. Business Schools Aren’t [Electronic resource]. – URL: http://www.businessweek.com/articles/2014-01-16/academics-are-down-on moocs-business-schools-arent/ (Date accessed: 02.02.2014).

Admiraal W., Huisman B., Pilli O. Assessment in massive open online courses // The Electronic Journal of e-Learning. – 2015. – Vol. 13. – Issue 4. – Pp. 207–216.

Тимкин С. Л. Открытые образовательные ресурсы: международное сотрудничество образовательных учреждений // Открытое и дистанционное образование. – 2013. – №1. – С. 55-59.

Тимкин С. Л. МООК и экономика образования в США. Теория подрывных инноваций применительно к МООК и ее критика. – Екатеринбург: УФУ, 2014. – С. 1345-1354.

Тимкин С. Л. Дискуссия о термине и смысле электронного университета: выводы для ассоциации ОМРЭУ. – Омск: КАН, 2014. – С. 334-341.

Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of science. – 2013. – №1. – С. 14-20.

Бадарч Д., Токарева Н. Г., Цветкова М. С. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. – 2014. – №10. – С. 135-146.

Лапчик М. П. Тернистый путь электронных технологий в образовании // Информатика и образование. – 2014. – №8. – С. 3-11.

Зинченко В. П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. – 2000. – №2. – С. 23-30.

Паспорт «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» / Утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам // СПС КонсультантПлюс.

Гюль Д. В. Онлайн-образование в России: препятствия и перспективы / Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самарского государственного университета. – Самара: СГУ, 2014. – С. 100-109.

Кряклина Т. Ф., Реттих С. В. Massive open online courses – массовые открытые онлайн курсы в высшем образовании // Академик. – 2018. – №1. – С. 26-33.

Смирнова А. А. Образовательные онлайн-платформы как явление современного мирового образования: к определению понятия // Искусственные общества. – 2019. – Т. 14. – №1. – С. 8.

Гречушкина Н. В. Онлайн-курсы как средство кастомизации подготовки специалистов в образовательном процессе вуза / Высшая школа: проблемы и перспективы. – Минск: АУЛ, 2019. – С. 20-22.

Базылевич А. В. Оценка качества онлайн-образования / Глобализация и интеграция исследований в практическую деятельность. – С.-Пб.: ЕНМЦ «Мультидисциплинарные исследования», 2020. – С. 57-60.

Рощина Я. М., Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) // Вопросы образования. – 2018. – №1. – С. 174-199.

Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л., Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн-курсы – современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. – 2014. – №1. – С. 89-98.

Ольшанникова Н. А. Новые формы высшего образования с использованием современных онлайн-технологий // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10. – №2. – С. 3688-3694.

Ибодова С. К. Онлайн-обучение в условиях пандемии: вызовы и перспективы // Аллея науки. – 2020. – №7. – С. 820-826.

Гулая Т. М. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCS) – новое направление развития высшего образования: возможности, проблемы, перспективы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – №19. – С. 44-50.

Кузнецов Н. В. Всеобщая цифровизация и социальные риски // Общество: политика, экономика, право. – 2020. – №10. – С. 42-47.

Кузнецов Н. В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. – 2019. – Т. 2. – №1. – С. 19-25.

Касьянов В. В., Самыгин С. И., Мухина К. С. Кризис высшего образования в России и депрофессионализация студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – №5. – С. 59-63.

Ковалев В. В., Дятлов А. В., Воденко К. В. Оценка качества онлайн-образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). – 2020. – Т. 13. – №3. – С. 6-14.

Иванова А. Д., Муругова О. В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей // Открытое образование. – 2020. – Т. 24. – №2. – С. 4-16.

Загрузки

Опубликован

2021-03-22

Как цитировать

Лацвеева, А. В. . (2021). РЕСУРСЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 14(1), 53–63. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-53-63

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология