СВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ

Авторы

  • Ирина Александровна Колиниченко Пятигорский государственный лингвистический университет
  • Эльмира Хусейновна Алиева Кавминводский филиал Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М. И. Платова, г. Георгиевск

Ключевые слова:

когнитивная психология; личностная, групповая идентичность; возможность и желательность изменений; маскулинность; фемининность юношей и девушек.

Аннотация

Предметом анализа является исследование различных категорий идентичности юношей и девушек студентов разного возраста, обучающихся в высшей школе. Желательность личностных достижений, свойственных этому возрасту, связано с возможностями собственного развития субъекта; так, желательность групповой идентичности (профессиональной, социальной принадлежности) связана с желательностью личностных качеств. Обнаружена прямо пропорциональная зависимость между фемининностью и неизменяемой идентичностью: чем выше показатели фемининности, тем выше показатели неизменяемой идентичности; полученные данные гендерных исследований в психологической науке позволяют рассматривать фемининность через неизменяемые, стабильные категории в противоположность маскулинности, которая ассоциируется с изменениями.

Биографии авторов

Ирина Александровна Колиниченко , Пятигорский государственный лингвистический университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры развития личности и правового обеспечения социальной деятельности Пятигорского государственного лингвистического университета.

Эльмира Хусейновна Алиева, Кавминводский филиал Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М. И. Платова, г. Георгиевск

кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Кавминводского филиал ЮРГТУ (НПИ) им. М. И. Платова.

Библиографические ссылки

Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. ― 1996. ― №1. ― С. 131–143.

Гаджимурадова З. М., Гаджимурадова Ж. Т. Особенности этнической и государственной идентичностей в самосознании русской молодежи Дагестана. // Мир психологии. ― 2009. ― №3 (59). ― С. 78–84.

Горбатенко Н. С., Сидоренков А. В. Концептуальные компоненты подхода теории социальной идентичности к изучению групп. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. ― 2008. ― №4.

Иванова Н. Л., Мнацаканян И. А. Межкультурная адаптация студентов. // Вопросы психологии. ― 2006. ― №5.

Колиниченко И. А. Групповая идентичность и отношение к себе как гражданину в образе Я студентов-психологов. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Общество знаний и проблемы инновационного развития региона». ― Ставрополь: СКФУ, 2012. ― С. 287–292.

Корженко А. Л. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте. // Вопросы психологии. ― 2010. ― №2.

Костинская А. Г. Феномен идентичности как структурирующий фактор. // Мир психологии. ― 2003. ― №1.

Прахова Ю. М. Проблема формирования и функционирования социальной идентичности ― конструктивистский анализ П. Хопфа. // Социально-гуманитарные знания. ― 2003. ― №5.

Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. ― 2011. ― №3(17). [Электронный ресурс] / Психологические исследования. ― Режим доступа: http://psystudy.ru, свободный (15.08.2012). ― Загл. с экрана.

Соколова Е. Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности. // Вопросы психологии. ― 2001. ― №6. ― С. 3–16.

Сушков Н. П. Социально-психологическая теория Дж. Тернера. // Психологический журнал. ― 1993. ― Т. 14. ― №3.

Труфанова Е. О. Идентичность и Я. // Вопросы философии. ― 2008. ― №6. ― С. 95–104.

Улыбина Е. В. Неизменность как характеристика идентичности футбольных фанатов. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. ― 2012. ― Т. 5 ― №23. [Электронный ресурс] / Психологические исследования. ― Режим доступа: http://psystudy.ru, свободный. ― Загл. с экрана.

Хребина С. В., Дмитрович Е. В. Развитие смысловой сферы личности как условие успешной профессиональной подготовки студента. Монография. ― Пятигорск, 2013. ― 297 с.

Bem S. Gender Schema Theory and Implications for Child Development. // Journal of Women in Culture and Society. ― 1983. ― V. 8. ― №4.

Ericsson E. Identity: youth and crisis. / Ed. A. V. Tolstykh. ― M.: Publishing group «Progress», 1996. ― 344 p.

Brever M. B. The Social Self: On being the same of different. // Personality and Social Psychology Bulletin. ― 1991. ― V. 17. ― №5.

Koester R., Aube J. A Multifactorial Approach to the Study of Gender characteristic. // Journal of Personality. ― 1995. ― V. 63. ― №3. ― Pp. 681–710.

Habermas J. Identital. // Zur reconstruction des Historischen Materielismus. ― Frankfurt: Suhrkamp Verl., 1976.

Turner J. C. at al. Rediscovering the social group: A self-categorization theory. ― Oxford, NY, 1987.

Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review. // Devel. Psychol. ― 1982. ― V. 18. ―№3. ― Pp. 341–358.

Загрузки

Опубликован

2021-05-13

Как цитировать

Колиниченко , И. А. ., & Алиева, Э. Х. . (2021). СВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, (2), 144–152. извлечено от https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/view/1213

Выпуск

Раздел

Социальная структура, социальные институты и процессы