ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Авторы

  • Андрей Валерьевич Рачипа Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, Россия
  • Анна Трофимовна Латышева Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Таганрог
  • Сергей Иванович Самыгин Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-3-52-60

Ключевые слова:

институт высшего образования; высшая школа; цифровое образование; молодежь; институционализация; социализация

Аннотация

Целью исследования является социологический анализ проблемы социализации молодежи в рамках институционализации цифрового образования в высшей школе.

Методологическую базу исследования составляет институциональный подход П. Бергера и Т. Лукмана, в соответствии с которым образование рассматривается как важный институт, связанный с регуляцией процесса вторичной социализации молодежи.

Результаты исследования. Институционализация цифрового образования высшей школы является тем процессом, который показывает, что происходит переход к обществу нового типа — цифровому. Безусловно, как и любой общественный процесс, институционализация цифрового образования обладает рядом проблем, которые связаны с процессом социализации молодежи. Институционализация цифрового образования высшей школы изменяет и определяет контекст социализации современной молодежи, формирует ее социальный характер и диктует нормы, правила и образцы поведения.

Перспективу исследования составляет дальнейший анализ трансформаций, которые будут происходить в институте высшего образования: дифференциация преимуществ и недостатков, угроз включения цифровых технологий в образовательный процесс.

Биографии авторов

Андрей Валерьевич Рачипа, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, Россия

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, истории
и политологии Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, профессор-совместитель кафедры 109Б Московского
авиационного института (Национального исследовательского университета) в г. Москве.

Анна Трофимовна Латышева, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Таганрог

кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и социокультурного развития личности Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета.

Сергей Иванович Самыгин, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

профессор, доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и
социологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Библиографические ссылки

Петрова Н. П., Бондарева Г. А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании [Электронный ресурс] // МНКО. — 2019. — №5 (78). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii (Дата обращения: 13.02.2021).

Гафиатулина Н. Х., Рачипа А. В., Самыгин С. И. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2018. — №1. — С. 23–27.

Васьков М. А., Ковалев В. В., Гафиатулина Н. Х. Онлайн-образование в высшей школе России: основные акторы институционализации и социальные последствия // Гуманитарий Юга России. — 2020. — №2. — С. 33–50.

Decree of the President of the Russian Federation of May 8, 2018 №204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» [Electronic resource]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (Date accessed: 15.02.2021).

Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 №1642 «On approval of the state program of the Russian Federation» Development of education (with changes and additions) [Electronic resource]. — URL: https://base.garant.ru/71848426/#block_31.

Priority project in the field of education «Modern digital educational environment» [Electronic resource]. — URL: http://neorusedu.ru/.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Рудкевич. — М., 1995.

Бергер П. Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология / пер. с англ. В. Ф. Анурина. — М., 2004.

Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. — 2020. — Т. 13. — Вып. 1. — С. 84–101. — Режим доступа: https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106.

Karapetyan E. A., Gafiatulina N. Kh., Efimova V. M., Yaksa N. V., Luginina A. G., Pro-khorenko O. N. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society // Revista Gênero e Direito. — 2020. — Vol. 9. — №4. — P. 830–845.

Гафиатулина Н. Х., Латышева А. Т., Самыгин С. И. Волонтерская деятельность в системе организации социальной работы с молодежью группы риска // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — №1. — С. 27–30.

Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2019. — №1 (6). — Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.

Пиз А. Язык телодвижений. — Нижний Новгород, 1992. — 272 с.

Gafiatulina N. Kh., Rachipa A. V., Vorobyev G. A., Kasyanov V. V., Chapurko T. M., Pavlenko I. I., Samygin S. I. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth // Modern Journal of Language Teaching Methods. — 2018. — Vol. 8. — №5. — P. 602–609.

Кулишов В. В. Риски воспитания растущего человека в условиях информатизированной массовой культуры: ноогенный синдром как препятствие самоактуализации обучающихся / Всероссийская научно-практическая конференция «Трансформация смыслов образования в условиях цифровизации общества». — Краснодар, 2020. — С. 78–83.

Бородовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А. А. Влияние цифровых коммуникаций на офрмирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2019. — №1. — С. 228–251.

Saykili A. Higher education in the digital age: The impact of digital connective technologies // Journal of Educational Technology & Online Learning. — 2019. — №2 (1). — P. 1–15.

Загрузки

Опубликован

2021-06-26

Как цитировать

Рачипа, А. В., Латышева, А. Т., & Самыгин, С. И. (2021). ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 14(3), 52–60. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-3-52-60

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология