ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-5-21-26Ключевые слова:
высшее образование, эффективность, эффективность государственного управления, ресурсы, эмпирические индикаторы, риски недостижения эффективностиАннотация
Целью является проведение операционализации понятия эффективности государственного управления высшим образованием для определения эмпирических индикаторов как инструментов социологического измерения успешности реализуемой в настоящее время реформы высшей школы.
Методология основывается на неоинституциональной парадигме, которая обеспечивает возможность субъектного и институционального измерения эффективности государственного управления высшим образованием.
Результаты. Важнейшим итоговым результатом проведенного анализа по заявленной проблематике является последовательная операционализация понятия эффективности государственного управления высшим образованием, благодаря которой нам удалось выйти на решения, имеющие как теоретическое, так и практическое значение. В теоретическом аспекте даны определения ключевым понятиям, смежным с тем, которое сформулировано в титуле данной статьи, но актуальным относительно создания концепции, направленной на выстраивание методологического основания для изучения эффективности государственного управления высшей школой. К их числу относятся «эффективность», «эффективность государственного управления», «эффективность государственного управления высшей школой». В прикладном аспекте очень важно выделить результат, заданный целью предлагаемой к рассмотрению статьи. Речь идет об определении эмпирических индикаторов, посредством которых можно было бы измерить реальную, а не декларативную эффективность. Актуальность подобного измерения обуславливается тем, что в некоммерческом секторе достижение эффективности принципиально не сводимо к показателям монетарного характера, а следовательно, необходимы верифицированные переменные, посредством которых эффективность управленческих действий может быть подтверждена или опровергнута.
Перспективы исследований авторы усматривают в применении определенных эмпирических индикаторов в рамках массового социологического опроса для исследования целевых ориентаций, ценностей, интересов акторов институционального пространства высшей школы.
Библиографические ссылки
Аврех Г. Л., Федоренко Н. П., Щукин Е. П. Затраты и результаты: беседы об экономике. М.: Наука, 1990. 192 с.
Воденко К. В. Перспективы государственного регулирования сферы высшего образования // Гуманитарий Юга России. 2016. №6. С. 211–220.
Друкер П. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. М.: Вильямс, 2008. 992 с.
Кушлин В. К. Государственное управление научно-инновационным развитием. Новое в мировой практике. М.: Проспект, 2017. 272 с.
Парето В. Учебник политической экономии: пер. с фр.; предисл. В. С. Автономова. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2018. 592 с.
Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
Сергеев А. М. Взаимосвязь основных категорий неоинституционализма // Известия Уральского государственного экономического университета. 2004. №8. С. 24–30.
Штеле Е. А., Вечерковская О. Б. К вопросу о понятии «эффективность» // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. №5. С. 935–947.
Rothbard M. Power and Market: Government and the Economy. Auburn: Institute for Humane Studies, 1970. 325 p.
Konstantin V. Vodenko. Problems and Perspectives of State Regulation of System of Education in the Context of Provision of Russia’s National Security // International Journal of educational management. 2019. Vol. 33, Issue 3. Р. 462–469.