ЭВОЛЮЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-5-283-292Ключевые слова:
эволюционизм, развитие, социально-философская мысль, критическая рефлексия, современное общество, будущее, квазиприродностьАннотация
Цель исследования. Данная статья ставит целью определить влияние принципа эволюционизма на развитие социально-философской мысли. Реальную проблему автор статьи видит в том, что принцип эволюционизма стал мультипликативным фактором, укоренившимся в философском направлении, но изменившим классические схемы анализа социальной статистики и социального провидения. Исследовательский интерес автора определяется принципом приложимости развития в современном обществе, которое на первый взгляд приобрело черты неопределенности и нелинейности. Однако аргументы квазиприродности общественных процессов дают возможность критически осмыслить социальную мысль, тем самым оставив развитие в качестве непрерывности времен и ориентации на лучшее будущее человечества.
Методология исследования определяется положениями субъективного понимания эволюционизма как идеи интеллектуальной мысли; диалектического подхода, рассматривающего эволюционизм как принцип развития; исторического подхода, поскольку анализируется возникшая изменяющаяся во времени социально-философская мысль; междисциплинарного подхода как метода распредмечивания эволюционизма на основе пропорций концептуальности и прикладного знания.
Результат исследования. Деструктивные процессы, идущие в современном мире, обусловлены отсутствием сценариев будущего, социальной диагностики, прогностики и отказом от принципа социального развития в целом. Однако происходящие в настоящее время социальные сдвиги позволяют утверждать, что принцип развития становится инструментом общественного иммунитета против манипулирования общественным сознанием и действительно угрожающих человечеству кризисных явлений.
Перспектива исследования. Работа открывает перспективы для дальнейшего исследования эволюционизма в пространстве социально-философской мысли и его влияния на современное общество.
Библиографические ссылки
Волков Ю. Г. Российская реальность в пространстве социологического дискурса: монография. В 2 кн. Кн. 1 / Отв. ред. Ж. Т. Тощенко. Ростов н/Д; Таганрог: Издательство ЮФУ, 2018. 278 с.
Ильин В. В. Теория познания. Социальная эпистемология. Социология знания. М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2014. 204 с.
Интеллектуальный колониализм на глобальном образовательном рынке: монография / Под ред. С. А. Шароновой, Н. В. Трубниковой. М.: РУДН, 2017. 229 с.
Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М.: Республика, 1998. 368 с.
Проблемы теоретической социологии: межвуз. сборник. Вып. 11 / Отв. ред. А. О. Боронев. СПб.: Астерион, 2016. 256 с.
Смит Р. История гуманитарных наук / Пер. с англ. Д. М. Носова. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008. 392 с.
Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / Пер. с англ. Л. Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. 248 с.
Социализм-21. 14 текстов постсоветской школы критического марксизма. М.: Культурная революция, 2009. 720 с.
Социальная эпистемология: идеи, методы, программы / Под ред. И. Т. Касавина. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2010. 712 с.
Тернер Ф. М. Европейская интеллектуальная истории от Руссо до Ницше / Под ред. Р. Лофтхауса. М.: Кучково поле, 2016. 384 с.
Федотова В. Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М.: Весь Мир, 2003. 416 с.