АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Авторы

  • Константин Викторович Воденко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
  • Владимир Николаевич Гурба Южный федеральный университет
  • Сергей Сергеевич Черных Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-7-17

Ключевые слова:

академическое лидерство, российское высшее образование, транспрофессионализм, регионализация образования, образовательный опыт, технологические достижения современности

Аннотация

Цель статьи заключается в анализе актуальных проблем современного высшего образования в России с учетом необходимости формирования персональных компетенций выпускников вузов в условиях цифровизации.

Результаты исследования. Среди ведущих тенденций, способствующих внедрению и укреплению академического лидерства, акцентируется внимание на транспрофессионализме, регионализации отечественного образования, создании внутри социума сильных горизонтальных связей на основе образовательных кластеров и реализации «третьей миссии» университета. В статье показано, что дальнейшие перспективы государственной политики в сфере высшего образования находятся в плоскости инновационного развития институциональной среды собственного региона. Отмечается, что академическое лидерство выступает тем механизмом и образовательной стратегией, которая направлена на качественное совершенствование научно-образовательной сферы, включая и региональное измерение социума. В исследовании акцентируется внимание на антропологических спецификах системы высшего образования, которая изыскивает возможности для социализации «инновационного», «креативного» типа личности.

Перспективы исследования. Вместе с тем делается вывод, что контуры изучаемой и одновременно образуемой личности должны быть ориентированы на правило «золотой середины», то есть на синтезы предшествующего (классического) образовательного опыта и наиболее передовых технологических достижений современности.

Библиографические ссылки

Воденко К. В. Формирование академического лидерства в контексте трендов развития современного российского высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №9. С. 20–25.

Воденко К. В., Черных С. С. Научно-образовательные кластеры в системе инновационного развития региона в условиях индустрии 4.0 // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 10. №1. С. 30–43.

Другова Е. А. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров: обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2019. №4. С. 8–29.

Зиневич О. В., Балмасова Т. А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. №3. С. 2000–2010.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодёжи в культурном пространстве изменяющейся реальности: теоретические подходы к исследованию // Культурное пространство молодежи: смыслы и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общ. ред. Т. К. Ростовской. М.: Издательско-торговый Дом «Перспектива», 2019. С. 9–18.

Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин, И. В. Абанкина и др.; под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 284 с.

Луков Вал. А. Теории молодёжи: Междисциплинарный анализ. М.: Канон+, 2012. 656 с.

Овчинникова О. П. Роль современного университета в инновационном развитии региона // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2018. №2(62). С. 154–163.

Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / О. В. Лешуков, Д. Г. Евсеева, А. Д. Громов, Д. П. Платонова. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 30 с.

Российские университеты в условиях цифровизации: математические и инструментальные методы оценки качества управления: монография / Под. общ. ред. В. Г. Халина. М.: Проспект, 2019. 896 с.

Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / В. С. Третьякова и др.; под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 142 с.

Dinh N. B. K., Caliskan A., Zhu C. Academic leadership: Perceptions of academic leaders and staff in diverse contexts // Educational Management Administration and Leadership. 2021. Vol. 49(6). P. 996–1016.

Hungund S., Annigeri A. R., Pandey I., Hiremath G. Academic leadership and research performance: a study among engineering academicians in emerging nations // International Journal of Educational Management. 2022. Vol. 36(1). P. 81–94.

Загрузки

Опубликован

2023-03-16

Как цитировать

Воденко, К. В., Гурба, В. Н., & Черных, С. С. (2023). АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(1), 7–17. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-7-17

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология