КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ КАК ИНДИКАТОР ИХ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

Авторы

  • Лидия Ильинична Щербакова Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-74-83

Аннотация

Цель исследования связывается с разработкой теоретико-методологического конструкта изучения критического мышления и выявления его роли в формировании личностно-профессионального потенциала инженерных кадров в условиях технологических вызовов российского общества. Обоснована необходимость переосмысления сущности критического мышления, влияющего на формирование профессиональных и универсальных компетенций личности инженера-творца в контексте укрепления технологического суверенитета страны. Особое внимание уделено институциональным факторам внутренней среды университета, детерминирующим развитие критического мышления.
Методология исследования опирается на междисциплинарный подход, сочетающий теорию социального действия и социальных институтов, педагогические, психологические теории, когнитивную теорию познавательных процессов. Межпоколенческий анализ использован для описания социального портрета нового поколения студентов. Использованы методы исследования: анализ научных источников, сайта университета, вторичная обработка социологических данных.
Результаты исследования. Конкретизированы теоретические подходы к исследованию критического мышления. Описаны социальные практики, внутренние факторы институциональной среды вуза, обеспечивающие развитие критического мышления, стимулирующие академическую активность обучающихся и детерминирующие успешность интеграции выпускников в региональную экономику.
Перспективы исследования предполагают дальнейшую разработку научно-методического сопровождения практической работы по встраиванию элементов критического мышления высокого уровня в образовательные программы направлений подготовки бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов, изучение потенциала критического мышления в развитии творческих способностей обучающихся, в формировании потребностей в саморегуляции и самообразовании, совершенствование методов валидации, измерения данной социальной характеристики.

Библиографические ссылки

Арсеньев К. С. К проблеме формирования критического мышления у студентов вуза // Образование и наука. 2011. №10(89). С. 68–82.

Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем., сост., общ. ред. и посл. сл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 510 с.

Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы // Доклад к ХХIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 2022 г.) / Н. К. Емелина, К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин, С. А. Солнцев, П. В. Травкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2022. 160 с.

Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: Технологии развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 284 с.

Зайцева А. А., Верещагина А. В. Социальное поведение студенческой молодежи в региональных сообществах на Юге России: ментальные программы и социальные практики (на материалах Ростовской области и Республики Крым). Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2021. 212 с.

Зиновьев А. А. Логический интеллект. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2005. 284 с.

Критика // Ожегов С. Н. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1986. 797 с.

Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров; Под ред. Д. П. Горского. М.: Просвещение, 1991. 208 с.

Корешникова Ю. Н. Развитие критического мышления в современном российском обществе: что дает университет? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. №6. С. 91–110.

Радаев В. В. Кризис в современном преподавании: что именно пошло не так? // Социологические исследования. 2022. №6. С. 114–124.

Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование: монография / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова и др. Под общ. ред. Ю. А. Зубок. Белгород: Эпицентр, 2022. 360 с.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках // Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. М.: Инфра.М-Норма, 1998. 488 с.

Nickerson R. S. Understanding Understan-

ding // American Journal of Education. 1985. Vol. 93. Issue 2. P. 201–239.

Загрузки

Опубликован

2023-03-16

Как цитировать

Щербакова, Л. И. (2023). КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ КАК ИНДИКАТОР ИХ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(1), 74–83. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-1-74-83

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная социология