ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ С НИЗКИМИ УЧЕБНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Authors

  • Наталья Сергеевна Баранова Институт развития образования Иркутской области
  • Ольга Борисовна Истомина Иркутский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-6-21

Keywords:

общее образование, качество образования, школы с низкими образовательными результатами, взаимодействие педагогов и родителей, коммуникация семьи и школы, удовлетворенность системой образования

Abstract

Целью исследования является анализ взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся школ с низкими образовательными результатами.

Методологическую основу исследования составляют положения трудов российских и зарубежных ученых, посвященных рассмотрению проблем вовлечения родителей в образовательный процесс, проектированию взаимодействия школы и семьи на современном этапе, влиянию коммуникации педагогов и родителей на академические результаты школьников. Привлечены данные федеральных, региональных статистических исследований об удовлетворенности родителей образовательными системами и результаты проведенных опросов акторов образовательного процесса школ с низкими образовательными результатами. Применены общелогические и теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение), а также методы эмпирического исследования (вторичный анализ статистических данных, анкетирование, описание).

Результаты исследования. На основе анализа федеральных и региональных статистических данных об уровне удовлетворенности родителей сложившейся системой образования и результатов эмпирического исследования авторы определяют особенности взаимодействия школы и семьи обучающегося. Особое внимание уделено сравнению позиций педагогов и родителей детей из школ с низкими результатами обучения Иркутской области. Критерий сравнения — территориальная принадлежность (город/село). Делается вывод о возможных «барьерах» развития партнерских отношений педагогов и родителей в вопросах повышения образовательных результатов, воспитания и общекультурного развития школьников.

Перспективы результатов исследования видятся в их применении в реальной практике корректирующей программы обучения и воспитания с целью минимизации негативных факторов влияния на региональную и муниципальную системы образования. Материалы исследования будут полезны практикам административно-управленческого аппарата в проектировании социально-экономических, социокультурных компонентов программ повышения качества образования за счет повышения вовлеченности родителей в образовательный процесс на уровне общеобразовательной организации, муниципалитета и региона.

References

Антипкина И. В., Любицкая К. А., Нисская А. К. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. Вып. 4 (ноябрь). С. 230–60. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-230-260.

Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. Вып. 3 (сентябрь). С. 68–90. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-68-90.

Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. №5. С. 70–83. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250012685-6.

Гурко Т. А. Развитие института родительства: анализ эмпирических показателей // Женщина в российском обществе. 2022. №4. С. 3–14. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2022.4.1.

Истомина О. Б. Резильентность и социальная среда: механизмы взаимодействия в системе образования // Евразийский юридический журнал. 2022. №1. С. 491–493.

Любицкая К. А., Шакарова М. А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. №3. С. 196–215. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-196-215.

Озорнина Н. Ю., Любицкая К. А., Бочавер А. А. К проблемам понятийного аппарата в исследованиях родительства в образовании // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. №2. С. 42–65. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.1997.

Поливанова К. Н. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 384 с.

Шаброва Н. В. Социальная общность родителей как субъект гражданского общества // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. №1. C. 184–207. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.1.635.

Baquedano-Lopez P., Alexander R. A., Hernadez S. J. Equity Issues in Parental and Community Involvement in Schools: What Teacher Educators Need to Know? // Review of Research in Education. 2013. Vol. 37. №1. P. 149–182. DOI: 10.3102/0091732X12459718.

Brunello G., Checchi D. Does School Tracking Affect Equality of Opportunity? New International Evidence // Economic Policy. 2007. Vol. 22. №52. P. 781–861. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-0327.2007.00189.x.

Epstein J. L. Parent Involvement: What Research Says to Administrators // Education and Urban Society. 1987. №19(2). P. 119–136. DOI: https://doi.org/10.1177/0013124587019002002.

Gadsden V. L., Davis J. E., Artiles A. J. Introduction: Risk, Equity, and Schooling: Transforming the Discourse // Review of Research in Education. 2009. №33(1). DOI: https://doi.org/10.3102/0091732X08330002.

Henderson A., Berla N. A New Generation of Evidence: The Family is Critical to Student Achievement. Columbia, MD: National Committee for Citizens in Education, 1994. 174 p.

Ishimaru A. M. From Family Engagement to Equitable Collaboration // Educational Policy. 2019. №33(2). P. 350–385. DOI: https://doi.org/10.1177/0895904817691841.

Jeynes W. American educational history: School, society, and the common good. SAGE Publications, Inc., 2007. DOI: https://doi.org/10.4135/9781452232331.

Kim E. M., Sheridan S. M., Kwon K., Woods K. E., Semke C. A., Sjuts T. M. Conjoint behavioral consultation and parent participation: The role of parent-teacher relationships (CYFS Working Paper №. 2012-1) [Electronic resource] // Retrieved from the Nebraska Center for Research on Children, Youth, Families and Schools, 2012. URL: http://www.cyfs.unl.edu cyfs.unl.edu (date accessed: 13.05.2023).

Published

2023-08-12

How to Cite

Баранова, Н. С., & Истомина, О. Б. (2023). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ С НИЗКИМИ УЧЕБНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(3), 6–21. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-6-21