ТИПОЛОГИЯ СТРАТЕГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
DOI:
https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-41-52Keywords:
молодые ученые, профессиональная самореализация, профессиональные установки, профессиональные мотивыAbstract
Цель исследования — эмпирическая верификация и характеристика специфики и особенностей реализации типов стратегий профессиональной самореализации молодых ученых.
Методологическая база исследования строится на идеях Э. Эриксона¸ позволивших сформировать теоретическую рамку интерпретации профессиональной самореализации молодых ученых. Основу дифференциации типологии стратегий профессиональной самореализации молодых ученых составили субъект-субъектный подход, в рамках которого формирование личности не ограничивается влиянием некой матрицы в виде набора общественно ожидаемых социальных ролей, моделей поведения, ценностей и установок общества, а определяется в том числе самой личностью как активным субъектом и диспозиционной концепцией личности, позволившей исследовать мотивы, социальные и профессиональные установки, сформированные на личностном уровне.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования дифференцированы стратегии профессиональной самореализации молодых ученых на основе мотива выбора профессии ученого, который определяет цель профессиональной самореализации, параметры (желаемой) статусной позиции и стратегию самореализации. Наиболее продуктивной с точки зрения воспроизводства в научной сфере является стратегия научного самоутверждения и карьерная стратегия. Делается вывод о том, что стратегии профессиональной самореализации молодых ученых, в основе которых лежат разные цели и мотивы, должны находить свое воплощение и учитываться в разнонаправленных векторах воспроизводственной государственной научной политики.
Перспективы исследования. Работа открывает перспективу для дальнейшего исследования воспроизводственной стратегии государственной научной политики с целью привлечения, закрепления и развития научных кадров.
References
Власенко Л. В. Самореализация молодежи в общественно-политических организациях: автореф. дис. … канд. социол. наук: 23.00.02 / Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2009. 27 с.
Грузинова Е. Н., Гусев А. С., Ильина И. Е., Фадеева И. М., Кукин Р. Ю., Селевестрова И. В. Грантовая и стипендиальная поддержка молодых исследователей в России. М.: IMG Ptint, 2021. 52 с.
Иванченко О. С. Профессиональная субъектность молодых ученых: процесс формирования и анализ компонентов структуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2023. №1(850). С. 83–90.
Индикаторы науки: 2020: статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 336 с.
Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. 873 с.
Пасовец Ю. М. Самореализация молодежи как предмет социокультурного анализа: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.06 / Курский гос. университет. Курск, 2006. 22 с.
Пучкова Ю. И. Профессиональная самореализация женщины в современных социокультурных условиях России: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.06 / Курский государственный технический университет. Курск, 2007. 23 с.
Солодникова И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. №2. С. 32–39.
Чупров В. И. Мотивационная сфера сознания молодежи // Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008. С. 282–284.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.