ИНТЕГРАТИВНЫЕ (КОНВЕРГЕНТНЫЕ) КОНЦЕПЦИИ СООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИИ И НАУКИ

Authors

  • Андрей Александрович Мекушкин Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-74-81

Keywords:

наука, православие, рациональность, христианство, католицизм, протестантская теология, цельность духа, верующее мышление, цельность знания

Abstract

Целью исследования является раскрытие содержания и специфики интегративных (конвергентных) концепций соотношения религии и науки.

Методологической основой исследования является выделение двух теоретико-методологических подходов к исследованию корреляций религии и науки: дивергентного и интегративного (конвергентного) подходов.

Результаты исследования. В статье выявлено, что когнитивное сходство христианства и науки имеет генетические корни, ибо новоевропейская наука формируется в XVI–XVII столетиях во многом под влиянием христианских общедогматических предпосылок, доктрин католической теологии, а также их трансформаций в теологии протестантизма. Показано, что русские религиозные философы, не принявшие культа отвлечённого мышления, характерного для западноевропейской научной рациональности, разрабатывают интегративные проекты нового типа мышления — «цельного духа», «верующего мышления», «цельного знания». Принципиальное отличие проекта славянофилов от философии всеединства В. С. Соловьёва связано со спецификой религиозных оснований данных проектов.

Перспективы исследования. Рассмотрение содержания и специфики интегративных (конвергентных) концепций соотношения религии и науки в русской религиозно-философской традиции является важным методологическим шагом перспективной разработки теоретической модели интеллектуальной культуры православия.

References

Барбур И. Религия и наука: История и современность. М.: Библейско-богосл. институт св. ап. Андрея, 2000. 430 с.

Бурменская Д. Н., Положенкова Е. Ю. Генезис новоевропейской науки: теологический контекст. Шахты: ЮРГУЭС, 2014. 162 с.

Воденко К. В. Религия и наука в европейской культуре: динамика соотношения когнитивных практик. Новочеркасск: Лик, 2012. 292 с.

Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки / Сборник статей под ред. Гайденко П. П. М.: Мартис, ИФ РАН, 1997. 319 с.

Катасонов В. Н. Интеллектуализм и волюнтаризм // Философские и религиозные истоки науки: сборник статей под ред. Гайденко П. П. М.: Мартис, ИФ РАН, 1997. С. 142.

Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 386 с.

Положенкова Е. Ю. Соотношение религиозной философии и христианского богословия в русской религиозно-философской мысли XIX — нач. XX вв. Новочеркасск: Лик, 2009. 230 с.

Рожковский В. Б. Реконструкция идей И. В. Киреевского о специфике русской религиозно-философской мысли // Наследие И. В. Киреевского. Опыты философского осмысления. Ростов н/Д: Наука Пресс, 2006. С. 15–41.

Соловьев В. С. Сочинение в 2-х тт. 2-е издание. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 105 с.

Сильницкий Г. Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия // Синергия. Проблемы мистики и аскетики православия: научный сборник под ред. Хоружего С. С. М.: ДИ-ДИК, 1995. 386 с.

Meyendorff J. A. Byzantine Hesychazm: Historical, Teological, Social Problems. London: Variorum Reprints, 1974. 296 р.

Published

2023-08-12

How to Cite

Мекушкин, А. А. (2023). ИНТЕГРАТИВНЫЕ (КОНВЕРГЕНТНЫЕ) КОНЦЕПЦИИ СООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИИ И НАУКИ. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences, 16(3), 74–81. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-74-81